Главное – акустика! Обзор новейшего Hi-Fi 5.1 комплекта AVE WF 806
Среди напольных Hi-Fi стереоколонок ценой до $400, а также 5.1 комплектов стоимостью до $800 отыскать нечто с уникальным звуком – большая удача. Новейшая акустика AVE 806 явно неординарна по всем показателям. Габариты, вес, отделка – всё на высоте продвинутого «Hi-Fi». А звучание?
Акустических систем в средней ценовой нише (а спрос в ней действительно велик) – видимо-невидимо, причём большинство колонок весьма привлекательны по многим показателям. Что же касается звучания, то оно в целом средне добротное по меркам начального «хай-фай». А вот шедевров – единицы. Как и следовало ожидать, с каждым днём появляются усовершенствованные модели, а также новые фирмы-производители, желающие захватить кусок заветного пирога. Значит, поиски выдающегося (за свои деньги) звука продолжаются, и продолжаются неустанно.
При этом уровень середнячков потихоньку повышается (опять-таки, в среднем). Правда, тенденция эта неоднозначна, поскольку подвержена моде. С другой стороны, в техническом плане капризная мода тоже не стоит на одном месте. Благодаря активно внедряемым прогрессивным технологиям себестоимость отдельных акустических компонентов неумолимо снижается. То, что ещё вчера было исключительной принадлежностью флагманской модели, сегодня уже перекочёвывает в начальный Hi-Fi уровень. Например, высокочастотные динамики с когда-то экзотическими неодимовыми магнитами от престижнейших фирм нынче выпускает чуть ли не любая китайская фабрика. Аналогичная ситуация и с мембранами из шёлка, титана и т.д. Технические и эстетические параметры конкурирующих изделий сближаются. Наверху и внизу хайфайного небоскрёба дизайнеры оттачивают свой полёт фантазии, в серединке же щедро тренируются на мелких украшениях. Как следствие, в каждой ценовой нише представлено огромное количество колонок на любой вкус и цвет, звучащих примерно одинаково – добротно. И только. В очередной раз послушав таковые, приходишь к неутешительному выводу: ничего особенного. Выдающийся, с изюминкой звук – большая редкость в пределах той или иной ценовой ниши. Мало кто из ведущих мировых производителей рискнёт отбиться от общего стада, выпустив акустику с нетривиальным, а тем более новаторским звучанием. Все сообща осторожно следуют (вернее, бредут) согласно неспешной тенденции развития. Молодые фирмочки, особенно из Поднебесной, те – да, резвятся, кто во что горазд, но результат частенько получается плачевным.
Стоп! – скажет теоретически подкованный читатель. Что, на акустике свет клином сошёлся? Источник сигнала не менее важен! А «правильные» кабели вообще чуть ли не четверть бюджета могут откусить. А усиление!?
А может, не стоит так уж верить красочным журналам рекламной направленности?
Главная составляющая звука
Выше определённого качественного порога объективные (и субъективные!) параметры связки «источник-усилитель-кабель» по мере роста цены различаются всё меньше и меньше. Если испытывать «в тёмную», то единицы особо тренированных экспертов ещё иногда уловят смехотворные (часто ускользающие) отличия, а большинство слушателей вообще не почувствуют никакой разницы. Правда, при одном условии. Акустика должная быть корректно подобрана, а элементы тракта – правильно согласованы.
По характеру звучания акустические системы могут быть классифицированы по трём группам. Первые раскрывают (а отдельные, особо ретивые, даже выпячивают) шероховатости записи. Вторые, наоборот, скрывают-сглаживают-замазывают. Третьи – студийные мониторы и им подобные (как правило, с предельно выглаженной для ближнего поля АЧХ) – беспристрастно нейтральны и… бесконечно скучны.
Выбор типа акустики сказывается на раскрытии возможностей как источника звука, так и усилителя-ресивера, и шнуров-кабелей. Если взять «сглаживающую» акустику, то разницу в звучании, скажем, аппарата за $150 и $250 могут не почувствовать даже эксперты-слухачи со стажем. Что уж говорить про плееры ценой $500, $1000 и более. Любопытный момент: с умеренно «замазывающей» акустикой частенько заметно проявляется влияние проводов (из-за суммарного импеданса?), тогда как на «раскрывающей», но с ровным импедансом, скромный кабель «играет» практически не хуже дорогущего.
На «раскрывающей» акустике проводить тестовое прослушивание аппаратурного тракта не стоит, поскольку колонки с таким характером часто перебарщивают, неся отсебятину, в том числе, чарующе-увлекательную. Посему при недостатке опыта легко ошибиться с выводами. Мониторная же акустика, предназначенная для долгой кропотливой работы в студии, не позволяет получить яркое эмоциональное наслаждение от прослушивания музыки, посему вряд ли когда-нибудь массово приживётся в быту.
Давным-давно прекрасно известно, что главный виновник искажения звука – это акустическая система. Если хороший усилитель обеспечивает сотые и тысячные доли процента нелинейных искажений, то колонка добавляет в среднем около 1%, а на низких частотах – до 5% (на самых низких – даже более 10%)!
Про кабели по $10-100 за погонный метр говорить ничего не буду. Hi-End – это, прежде всего, образ жизни. Четырёх-пятидолларового стереошнура вполне достаточно для большинства задач начального и среднего Hi-Fi.
А теперь поговорим об источнике звука в виде DVD-плеера. Ясно, как Божий день, что сравнивать в лоб тот же Самсунг-750 с каким-нибудь заоблачным СиДи-транспортом от ARCAM не имеет никакого смысла. Аудиофильскому источнику требуется адекватная акустика, а иначе зачем затевать всю эту возню. Только большинству людей аудиофильских изысков не надо. Старая научная байка не без основания утверждает, что 20% людей выпивают 80% пива (соответственно, 20% сего янтарно-пенистого напитка могут быть выпиты оставшимися 80%). Перефразируя «классику», 80% людей могут сделать лишь 20% от Hi-Fi выручки. Тут всё зависит от мощности рекламного натиска. Битва идёт не только за 20%, уже плотно подсевших на поиски идеального звука, но и за каждого потенциального покупателя. В первую очередь под прицелом те, кто погорячился, купив неудачно сочетающиеся модели, и кто, обзаведясь «замазывающей» акустикой, пытается её расшевелить за счёт удорожания остального тракта… Так вот, плеер оговоренного выше уровня качества какой-либо грязи и прочей пакости не привнесет. Посему DVD-плеер примерно за двести долларов с копейками для большинства меломанов может служить прекрасным источником звука, прежде всего, многоканального.
Таким образом, главное в звуке (скажем, 75-80%) – это акустика! При условии качественной записи, конечно (но это отдельный разговор). На втором месте (порой >20%) – согласование акустики с усилителем (чем меньше скачков по частотам у импеданса, тем легче усилителю «вкачать» звук без искажений и перегрева). На третьем (менее 5%) – источник звука (при условии превышения качественного порога). На четвёртом (менее 1%) – шнуры-кабели.
По поводу шнуров следует отметить, что чем они длиннее, тем критичнее их влияние. В том числе, в случае слабых (слишком бюджетных) приёмо-передатчиков при подключении по цифре. Например, на 1 метре искажений почти не заметно, а на 3 метрах может начаться свистопляска. Важна хорошая экранировка и надёжный, чистый контакт. Длина колоночного кабеля начинает сильно проявляться на расстояниях чуть ли не под 50-100 метров, а толщина – при сотнях ватт подводимой мощности. Так что в быту полтора-два квадрата на жилу нормальной «хай-файной» меди – и всё будет о’кэй. |
AVE
Активно муссируются слухи, что эта молодая российская фирма (Ferra.ru её уже представляла ранее) торгует китайским ОЕМ, лишь наклеивая свои шильдики-бирки. Мол, многие модели – точные копии известных (а также не очень) брэндов. Как выяснилось, AVE действительно заказывает изготовление корпусов на тех же заводах, что и некоторые акустические брэнды. Только вот начинка колонок иная. Кросс-фильтры разрабатываются российскими инженерами под конкретные динамики и корпуса. Тестирование опытных образцов акустических систем AVE также проводится в России.
Естественно, чтобы снизить цену до приемлемого для большинства россиян уровня, AVE вынуждена использовать динамики от восточно-азиатских фирм. Никто не спорит, для обеспечения суперзвука было бы намного проще использовать динамики от известнейших авторитетов (например, датской Vifa и прочих элитных европейцев-американцев), но уж слишком это накладно. И не только для AVE. Многие европейские фирмы, специализирующиеся на недорогом Hi-Fi, поступают таким же образом.
Поиск адекватных по требуемым параметрам динамиков выливается в отдельное исследование. Ни одна из фирм, производящих акустику, не любит раскрывать свои секреты по этому поводу. AVE – не исключение. Как следствие, обнаружить на динамике (изнутри колонки) наклейку от истинного прародителя можно чрезвычайно редко. Иногда ставится цифровой номер-код на «морде» динамика, но точно вычислить по нему фирму непросто.
Приведу пример тайваньского производителя очень хороших динамиков www.tb-speaker.com. Сия компания недаром имеет дистрибьюторов в США, Японии, Германии, Италии, Финляндии. Однако кто из непрофессионалов о ней знает? Динамики этой фирмы широко используются в лучшей мультимедийной акустике, которая уже широко распространена в России, но ни одного официального указания на «родителя» вы не найдёте.
|
Эй, динамик, ты чей? |
Упаковка и комплектация
Фронтальные колонки столь крупны и тяжелы, что упаковка каждой в свою коробку не вызывает удивления. Однако габариты всё равно таковы, что даже одна коробка поместится далеко не во всякий багажник (придется обе везти в салоне). Центр и тылы пакуются в одну коробку, которая тоже получается весьма увесистой. Дешёвый пенопласт сменил специальный упругий материал с губчатой структурой. По крайней мере, предсерийный промышленный образец, пришедший на тест, был упакован именно так образом.
Акустический кабель в комплект не входит, но AVE предлагает приобрести отдельно неплохой (после проветривания на улице от запаха) кабель, причём за разумную цену, выбрав из двух фирменных наборов.
806-й продается в 3 вариантах: как стереопара (фронтальные колонки), как комплект 5.0 и как 5.1, то есть с активным сабвуфером.
Спецификация
(по сведениям производителя)
Параметры |
Фронт |
Центр |
Тыл |
Сабвуфер |
Частотный диапазон, Гц |
38-18000* |
60-15000* |
60-15000* |
22-150 |
Габариты, см |
110х24,5х38 |
18х53х25 |
31х18,3х25,5 |
42,2х33,5х45,5 |
Динамики, дюйм |
2х7+4,5+1 |
2x4,5+1 |
4,5+1 |
10 |
Мощность, Вт |
200 |
60 |
60 |
100 |
масса, кг |
28,2** |
? |
? |
23,3 |
Сопротивление, Ом |
4 |
4 |
4 |
Активный |
* – неравномерность не указана ** – нетто одной колонки
Чувствительность указана равной 91 дБ для всех пассивных колонок данного комплекта. На этот счёт есть определённые сомнения. На слух центр и тылы заметно менее громкие. Каюсь, проверить измерениями не успел: комплект приехал на тест всего на несколько дней.
Технические решения
Чтобы обеспечить глубокий и чистый бас, корпуса колонок сделаны максимально большими и без особых технических ухищрений. Порты фазоинверторов присутствуют: у фронта они выведены сзади, а у центра – спереди.
Басовый динамик фронта имеет очень мягкий и достаточно длинноходный подвес, что при 7 дюймах диффузора обязано обеспечить глубокий и быстрый бас.
|
Главные динамики фронта AVE WF 806 |
Высокочастотный динамик имеет нежный купол из тончайшей ткани, а во избежание повреждений он защищён металлической сеткой.
|
Вскрытие показало… |
Толщина передней панели корпуса фронта могла бы быть и побольше. Спасают распорки и поглотитель внутри. Хорошо и то, что материал (разновидость ДВП) не рыхлый.
В целом, фронтальные колонки смотрятся неплохо, только вот их ширина и глубина столь велики, что втиснуться в устои типичной жилой комнаты им будет довольно проблематично.
Качество внешней отделки явно выше среднего. Неплохие, удобные разъёмы. Бивайринг, опять-таки (после удаления перемычек). Кстати, на фото – тестовое подключение от двух разных усилителей, использующихся по очереди.
|
Разъёмы фронта |
Тыловая колонка: всё в меру, всё разумно – и габариты, и внешний вид, и динамики.
|
«Тыл» |
Колонка центрального канала выделяется немаленькой глубиной. Да и ширина приличная. Два порта фазоинверторов торчат по бокам. Но вся композиция смотрится неплохо.
|
«Центр» |
Порадовали параметры сабвуфера. Доселе у AVE сабвуферы получались, что называется, не очень. А тут, судя по всему, удача. Убедительный динамик. Крепкий, без призвуков корпус. Мощность встроенного усилителя невелика (100 Вт RMS), но для типичной квартиры её вполне хватит.
|
Сабвуфер – вид спереди |
Щелевидный порт фазоинвертора выведен на тыльную часть. Предусмотрены регулировки громкости, частоты среза и поворота фазы (0 и 180 градусов). Есть и высокоамплитудные входы-выходы.
|
Сабвуфер – вид сзади | Измерения
АЧХ оценивалась импульсным методом с последующим усреднением 1/3 октавы. Удаление измерительного микрофона – 1 м (если не указано иное).
Исследование направленности фронтальной акустической системы комплекта показало, что до 7 кГц отклонение от акустической оси до 60 градусов практически не сказывается на частотном отклике. Спад на высоких AVE WF 806 частотах компенсируется явно специально завышенной чувствительностью «пищалки».
Внимание! Наблюдаемый на приведённом выше графике пик в районе 100 Гц – не что иное, как влияние помещения в точке расположения микрофона. АЧХ, полученные с отклонением от стандарта, приведены умышленно, дабы продемонстрировать, насколько сильно может влиять помещение. В иных точках частотный отклик вспучивает на других частотах, в частности, на 80 Гц.
А при удалении от колонки на 2 метра в области низких частот появляется несколько пиков. Но это опять же в некоторой локальной точке! В другом месте результат может быть ещё более сложным и непредсказуемым.
Следует отметить, что удаление от фронтальной колонки на 2-2,5 метра и далее исправляет высокочастотный задир. Судя по всему, здесь использованы простейшие кросс-фильтры. Каждый динамик попросту играет в своё удовольствие, причём фильтр не давит, фазу не крутит, импеданс не вздыбливает. И в этом есть обыкновенное чудо.
АЧХ центрального канала, снятые при разных уровнях подводимой мощности, свидетельствуют о высокой линейности. При этом форма графика АЧХ далека от прямой линии. Подъём на высоких частотах почти конгруэнтен фронтальной колонке. Провал на 180 Гц не так уж и страшен. Возвышение в области 1 кГц положительно сказывается на микродинамике. Портит дело только выпуклость на 6,5 кГц.
АЧХ тыловой колонки очень похожа на частотный отклик центра, в том числе при разных уровнях подводимой мощности. Провал на 180 Гц избавит от гула в реальном жилом помещении. Яма на 3-5 кГц (тут наш слух наиболее чувствителен), как показывает практика, положительно сказывается на комфортности звучания. Единственное – опять выпуклость на 6,5 кГц.
Перейдём к сабвуферу. Варьирование частоты среза от 50 до 150 Гц (согласно шкале, указанной на сабвуфере) при фиксированной громкости дало следующий график.
Из приведённых выше графиков хорошо видно, что регулировка частоты среза, помимо своего основного назначения, фактически выполняет функции настройки уровня громкости. Подобное часто встречается даже у гораздо более дорогих и именитых сабвуферов. Для наилучшего согласования с серьёзно басовитым фронтом не рекомендуется завышать частоту среза, оставаясь в пределах 50-100 Гц шкалы.
Поскольку всё познаётся в сравнении, то приведём АЧХ акустики, выступавшей в данном тесте в качестве референсной – Kef 2500.2. Как видим, частотный отклик далёк от ровной горизонтальной линии, хотя не выходит за рамки +/- 4 дБ (старый критерий Hi-Fi) в рабочей полосе частот. Подъём чувствительности выше 9 кГц, думаю, сделан производителем специально, дабы придать звучанию звонкость-прозрачность на расстояниях больше 1 метра. Примечательно, что при удалении даже на 3 метра уровень ультравысоких частот совершенно не проваливается (на акустической оси колонки). Не удивительно, что нет особого желания прикасаться к ВЧ-тембру. На 27 кГц (приведённый график только до 20 кГц) наблюдается выраженный резонанс, очевидно, из-за особенностей алюминиевого коаксиального твитера. Отмеченные нюансы не мешают Kef выступать в роли неподкупного арбитра: звучание строго академично и близко к мониторному.
|
Экспертное прослушивание
В качестве «референсных» устройств использовались:
- пассивная 5.1 с активным сабвуфером акустическая система Kef 2500.2 в связке с проверенным недорогим ресивером Yamaha HTR-5640 RDS (тембр на нейтрале).
Дополнительно были задействованы:
- студийные наушники Sennheiser 265 Linear;
- мониторные Hi-Fi наушники Denon 500 AH G-500.
Источник звука:
С небольшой разницей во времени прослушивались такие системы, как: JBL 90, JBL Balboa 30, Kef q5, Infinity Beta 40, Wharfedale 9.5, Heco 700 (то есть около $500 и ниже). При этом использовались ресиверы Yamaha, Maranz, Sony, Pioneer ценой до $500 и разные источники звука от $150 до $250. Независимо от сочетания, у всех присутствующих слушателей возникало желание при громкости ниже средней поднять высокие и низкие частоты. Правда, с одними колонками тембральная коррекция требовалась меньше, с другими – больше. Как мы уже отмечали ранее, тембр ресиверов, в отличие от тембра стереоусилителей, имеет ограниченные возможности. Так, регулировка НЧ-тембра у некоторых моделей (например, у всех недорогих Пионеров) приводит к вспучиванию горба на 100 Гц и, как следствие, гулкому «сухостойному» басу. А всё реже встречающийся у ресиверов режим тонкомпенсации вместе с высокими задирает средние частоты. Посему на тембр ресивера (ориентировочно до $1000) лучше не надеяться.
А вот с AVE WF 806 не возникало и мысли трогать ни тембр, ни тонкомпенсацию!
Laurence Juber – «Guitar Noire»
DVD-Audio/Video, 2003, www.aixrecords.com
Диск двухсторонний, а на стороне DVD-video – двухслойный, как и у почти всей продукции данной фирмы. На стороне диска, соответствующей DVD-audio, представлен несжатый звук (5.1 и 2.0, 24 бит 96 кГц), а на обратной – DTS и DD 48 кГц (обе дорожки в 5.1). На стороне DVD-video также имеются качественные видеосюжеты (1.33:1), увековечившие процесс студийной сессии.
Многоканальная раскладка сделана предельно аккуратно. Согласно фирменной традиции, слушателю предлагается два варианта микширования: Stage (в окружении музыкантов, 24/96 без сжатия и DTS) и Audience (в первых рядах от сцены, Dolby Digital). Тыловые каналы здорово раздвигают звуковое пространство, придавая не только должную глубину, но и, как ни странно, даже объём. Исходная запись производилась в 24 бит 96 кГц PCM, при этом задействовались широкополосные микрофоны. Инженер записи и микширования – Mark Waldrep (при поддержке www.SolidAirRecords.com). Реалистичность записанных звуков потрясающая! Особенно натурально звучат металлические инструменты перкуссии – от настоящих живых не отличить! Недаром диск номинировался в трёх категориях Surround Music Award, а трек « Mosaic» получил Demmy 2005 (от ассоциации потребительской электроники) в номинации « The best high resolution track» (обогнав Breathe от Pink Floyd и Temptation в исполнении Diana Krall) и пока значится в списке 20 лучших «5.1 продуктов» под номером один.
Следует отметить наличие на диске двух вариантов многоканального микшировании: «партер» (DVD-video) и «сцена» (DVD-audio).
Бывший лидер гитарист «маккартневских» Wings покоряет виртуозным владением акустическими секретами. Именитому Лауренсу Джуберу аккомпанируют скромняга Domenic Genova на контрабасе и кудесник Steve Forman с кучей всевозможной перкуссии. Бонги порой сбиваются, но это только добавляет искренности.
Есть дополнение: биография и фотогалерея, урок игры на гитаре и ноты песни. |
806-й комплект своим звучанием берёт в сладкий плен с первых же секунд.
Многоканальные суперформаты отобранных DVD-audio и SACD дисков пошли на ура! И не просто на одиночное «ура», а на «Ура-а-а-а» дивизии, идущей в победоносную атаку.
Фронты могут недурно играть в стерео, при этом замечательно басить без помощи сабвуфера. Микродинамика на средних частотах хорошая, но не рекордная, зато впечатляет макродинамика во всей полосе частот. Колонка центрального канала своим звучанием не выбивается из дружного ансамбля. То же самое можно сказать и про тыловые колонки, которые уверенно замыкают на себя акустическое поле, делая окружение звуком слитным. Приятное впечатление осталось от сабвуфера: он не лезет в запредельные глубины, оставаясь достаточно быстрым и внятным.
Звучание AVE WF 806 скорее раскрывающее, чем «замазывающее» (но явно не мониторное). Однако шероховатости старых аналоговых записей (прошедших цифровой ремастеринг) не режут чувствительное ухо. Единственное замечание – при воспроизведении дорожек в Dolby Digital и DTS слишком активные пищалки заметно подчёркивали огрехи сжатия звука.
По сравнению с акустикой Kef 2500, у AVE WF 806 источники звука локализуются в пространстве чуть менее точно, зато зона максимального эффекта не такая узкая. ВЧ динамики всех колонок AVE 806 позволяют заглянуть за 20 кГц. На 40 кГц спад, конечно, приличный (<10 дБ), но тот же треугольник, записанный с гармониками вплоть до 48 кГц, звучит очень реалистично.
Выходной (акустической) мощности AVE WF 806 для дома или квартиры хватает с запасом. Полагаю, сей комплект осилит даже кинозал мест на двадцать. Звуковое давление, если без искажений, не дискотечное, но этого от акустики с музыкальными способностями и не требуется.
Эх, если бы не столь гигантские размеры фронта, отсутствие выбора отделки и ретродизайн, то, честно говоря, купил бы себе домой этот явно на редкость удачный по звучанию комплект. По секрету скажу, что одновременно с 806-м тестировались ещё два новых комплекта AVE. Один из них оказался с учётом цены вполне-вполне конкурентоспособным, а другой – разве что красивый, и не более того. Заветная же изюминка звучания – только у 806-го.
Рационализаторское предложение
Кросс-фильтры, даже в самом минималистическом варианте, лучше удалить от динамиков. Семидюймовые басовики фронта можно было бы посадить на шесть винтов, вместо скромных четырёх.
Ультразвонкость на высоких частотах понравится многим. Однако несколько попридержать пыл «пищалки» фронта (на 2-3 дБ, не больше) тривиальной активной нагрузкой, думаю, пошло бы на пользу. У центра и тыла не помешает подправить выпуклость на 6,5 кГц. Возможно, в серийных экземплярах это уже учтут.
Заключение
Протестированные акустические системы комплекта AVE WF 806 прекрасно звучат (вместе и порознь) при нейтральном тембре даже в связке с недорогим ресивером. Это говорит о многом. Практически любому усилителю будет легко работать с AVE WF 806. Правда, номинальное сопротивление у всех колонок комплекта под 4 Ом, посему из недорогих ресиверов стопроцентно справятся лишь Ямахи (от 4хх серии и выше).
AVE WF 806 – отличное решение для создания универсального по звуку домашнего театра и стереосистемы «массового» Hi-Fi уровня в помещении от ~20 квадратных метров. Однако выше 30-40 квадратов, подозреваю, неискажённой мощи уже может не хватить.
Качество изготовления внутренностей скорее бюджетное, нежели «хай-фай» европейское. Чудес не бывает! Иначе цена бы была намного выше. А если ещё и брэнд более именитый, то цифру на ценнике умножать пришлось бы раза так в три-четыре, не меньше.
Весь комплект 806-й модели, несомненно, большая удача прогрессирующей AVE.
За |
Против |
- Великолепное, дорогое звучание
- Фронт тембрально и музыкально сбалансирован
- Сфазированность фронта в стерео
- Мягкий и чуткий бас
- «Нежные» средние частоты
- Утонченно звонкие высокие
- Отличная микро-и макродинамика
- Хорошие тылы
- Добротный центр
- Нормальный, не бубнящий и не гудящий сабфувер
|
- Сильно пугающие размеры и вес фронтальных колонок
- Активность самых высоких частот может оттолкнуть апологетов академичного звука
|
Автор: V_A_N
Источник: www.ferra.ru
|