Creative X-Fi: новая революция звука
Введение
В области звука - как и во многих других - нет недостатка заявлениям о новых технологиях, которые должны свершить революцию и перенести вас в новый прекрасный мир. Поэтому зачастую бывает сложно отличить плод работы отдела маркетинга от действительно новой технологии. Но мы стараемся. В этой статье вы получите новые сведения о X-Fi - технологии, карты на основе которой ещё не продаются, однако она достойна внимания. Как мы считаем, новый процессор знаменует существенное продвижение в области воспроизведения звука, будь то прослушивание музыки, просмотр фильма или компьютерные игры. Кроме того, улучшение качества коснётся наушников, стерео-колонок и акустики 7.1.
Наушники тоже хороши
Наушники часто бывают необходимы - во время прослушивания музыки, просмотра фильма или игры, чтобы не мешать окружающим. Каждый пользователь наверняка знаком с недостатками наушников, когда объёмный звук практически отсутствует, а объект трудно определить в пространстве. В целом, наушники дают просто ужасное воспроизведение 3D-эффектов. Да, наушники с "объёмным" звуком можно найти в продаже, но кроме неубедительного качества они очень громоздкие и тяжёлые, не говоря уже о цене.
Технология X-Fi должна устранить эти недостатки. Вы сразу же ощутите виртуальный эффект многоканального звука и сможете пространственно определить расположение любого объекта. Кроме того, всё это достигается на обычных стерео-наушниках - конечно, если их качество не вызывает сомнения. Многие дешёвые наушники имеют неадекватные частотные и амплитудные характеристики.
X-Fi обеспечивает достоверное воспроизведение 3D-звука на обычных наушниках! Технология работает с музыкой, фильмами и играми.
Разница между обычным воспроизведением и вариантом X-Fi впечатляет. Как только вы услышите X-Fi, то вряд ли захотите вернуться к традиционному стерео. Технология X-Fi работает как с обычным стерео-источником, так и с источниками объёмного звука - вроде фильмов 5.1. Кстати, в последнем случае вы получите достоверное воспроизведение оригинальной звуковой панорамы, какую бы вы получили в случае системы 5.1 или "домашнего кинотеатра". Подобный шаг действительно можно назвать революцией, поскольку до этого позиционирование источника в 3D-пространстве с помощью обычных наушников было проблематичным.
Объёмный звук: от 16 бит к 24 битам!
X-Fi привносит к обычным колонкам удивительную особенность: уровень качества, сравнимый с эталонными аудио-картами (24 бита 96 кГц, уровень DVD Audio), на стандартных источниках 16 бит 44,1 кГц (уровень CD Audio). Кроме того, X-Fi близко подходит к такому же уровню качества на сжатых источниках вроде популярного и широко распространённого формата MP3! Если раньше казалось, что единственной возможностью получить качественный звук является повторная запись со студийных источников, X-Fi обещает дать схожее качество, почти что по мановению волшебной палочки. Новая система CMSS3D даёт объёмный звук, обещая сохранить все акустические качества традиционного стерео-звука и даже улучшить их. В общем, устоять перед новой звуковой картой будет трудно.
Целью Crystalizer является восстановление оригинальной записи (которая существовала до мастеринга на CD) через своего рода "обратное преобразование", которое отменяет корректировки, внесённые во время мастеринга. То есть идея состоит в том, чтобы учитывать весь процесс, от записи в студии до домашнего воспроизведения, а не анализировать один лишь купленный носитель со звуком (чаще всего звуковой CD) и считать его эталоном. В конце концов, если уж брать эталон, то это должна быть студийная запись, а не диск, взятый в магазине.
Больше всего динамическая компрессия во время мастеринга влияет на инструменты. Звукорежиссёр должен провести компрессию звука инструментов, чтобы он легко уместился в динамический диапазон, предлагаемый 16-битной квантизацией. Crystalizer с помощью своего ЦСП пытается выделить как кратковременные, так и более длительные звуки, соответственно их модифицируя. То есть динамическое расширение накладывается не на все звуки. Алгоритм держится в секрете, но, как утверждает Creative, частью процесса является частотный анализ. Вполне понятно, что удар тома должен обрабатываться по-другому, нежели удар по тарелкам.
Сравнение аудио-сигнала до и после обработки Crystalizer. Звуковая атака (кратковременный звук), окружённая красным, после обработки становится более энергичной. С другой стороны, на участке, окружённом голубым овалом, звук не такой ударный, и обработка происходит по-другому.
В целом, Crystalizer даёт звук с мощными басами, средними частотами с хорошей динамикой и чистыми высокими частотами. Результат, как можно ожидать, выводится в 24 битах, чтобы дать расширенный динамический диапазон. Кроме того, подобная обработка способна улучшить воспроизведение сжатого звука вроде MP3.
От стерео к объёмному звуку
Система объёмного звука CMSS 3D существует уже достаточно долгое время: она позволяет расширить стерео-звук на четыре, пять, шесть или семь каналов (плюс сабвуфер). И до сих пор она давала не очень убедительные результаты - по крайней мере, не со звуком, который требует точного восстановления атмосферы сцены. То же самое касается сходных систем (Dolby Prologic II, Neo:6), поскольку они основаны на том же принципе: извлечении разных каналов на основе суммы и разницы между двумя стерео-каналами. Подобный принцип давно используется во многих продуктах, но многочисленные улучшения и доработки так и не смогли устранить основные недостатки.
Типичная схема матричных декодеров.
Если подобные декодеры дают неплохой результат на специально кодированном звуке (к примеру, 4-канальном MP Matrix под названием Dolby Stereo или Dolby Surround в кинотеатрах), с классическими источниками звука ситуация сложнее. С выпуском X-Fi Creative, благодаря мощи нового процессора, использует сильно различающийся и, очевидно, более сложный подход - через разделение прямого звука и звука окружения, анализируя сигнал по частотам. В результате, возможно идентифицировать и извлечь сигнал окружения - вроде реверберации зала или аплодисментов, чтобы пустить его через каналы объёмного звука, в то же время выделив центральный канал без ухудшения остальных частей стерео-панорамы.
Принцип, используемый X-Fi для разложения звука (здесь два канала на пять), основан на переходе из временного представления к частотному, а затем в обратном направлении.
Как утверждает Creative, помимо очевидного преимущества объёмного звука, технология расширяет панораму благодаря наличию канала, который стабилен и хорошо выражен.
От стерео к объёмному звуку: версия X-Fi у CMSS 3D обеспечивает высококачественное воспроизведение.
Кроме поддержки многоканальной акустической системы, CMSS 3D предлагает виртуальный режим, который позволяет создать иллюзию объёмного звука на обычных стерео-колонках. Собственно, подобная идея далеко не нова - многие производители пытались её реализовать, но хороших результатов так и не достигнуто. У нас не было возможности оценить этот режим, но технологии, разработанные Creative, обещают дать вполне убедительный объёмный звук по сравнению с тем, что мы встречали до сих пор.
Наушники отвоёвывают место под солнцем
Как нам кажется, среди новых возможностей X-Fi наиболее впечатляет работа с наушниками - различие от традиционной карты очень велики. Чтобы достичь подобного результата, CMSS-3D Headphone опирается на исследования Creative ATC (Advanced Technology Center), Aureal и Sensaura, а также работу институтов вроде IRCAM в Париже и CIPIC Laboratory в Калифорнийском университете (Дэвис, теперь часть IDAV).
Все упомянутые выше технологии используются в CMSS-3D Headphone, но о воспроизведении звука через наушники Creative (вполне понятно) говорит не очень охотно. Как утверждает компания, система базируется на фильтрах HRTF, полученных из большой базы измерений HRTF, а также специальной обработке с помощью собственных утилит. Мы постараемся узнать дополнительные подробности, так что регулярно посещайте наш сайт.
Автор: Дмитрий Чеканов
Источник: www.thg.ru
|