Обзор активной 5.1 акустической системы Logitech Z-5450
Что делать, если нет желания покупать ресивер с большими сателлитными колонками, к тому же очень не хочется прокладывать кабели для тыла? Хватит страдать! Лучше зайдите в магазин и послушайте новую модель Z-5450 от прославленной Logitech!
С продукцией Logitech тестовая лаборатория Ferra.ru знакома не понаслышке. Что касается акустических систем, последний раз у нас тестировалась флагманская Z-680 из числа активных 5.1 с блоком декодеров (см. обзор «Logitech Z-680: одна из самых функциональных и качественных шестиканальных акустических систем»). Внимание! Если у вас недорогой DVD-проигрыватель, не имеющий декодеров многоканального звука Dolby Digital и DTS, или средняя, с цифровым выходом саундкарта (типа встроенной), то советуем серьёзно присмотреться к акустике подобного рода.
Краткая справка: «Logitech International является швейцарской открытой акционерной компанией, представленной на Швейцарской фондовой бирже SWX (код LOGN) и в США на фондовой бирже NASDAQ (код LOGI). Компания располагает производственными мощностями в Азии и офисами в основных городах Северной Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона».
Упаковка и комплектация
Упаковка выполнена в лучших традициях известнейших брэндов. Если картон коробки, то лучший. Если фиксирующий пенопласт, то самый надёжный. Если раскраска, то экологически чистая. В общем, настоящий европейский уровень, независимо от того, где именно собиралось-упаковывалось. Несмотря на высокий полезный объём, коробка получилась не маленькая и не лёгонькая, без машины не унесёшь. Однако следует отметить, что в любой багажник она должна поместиться без проблем.
В комплект входят аналоговый шнур для подключения к 6-канальной аудиокарте компьютера, а также аналоговый стереошнур с миниджекам по обеим концам. Достаточно длинные акустические кабели для подключения фронта и центра также имеются. Разумеется, всё промаркировано, так что подключение никаких трудностей не вызовет.
Спецификация
(по сведениям, заявленным производителем)
Суммарная среднеквадратичная мощность |
300 Вт (2 х 37, 2 х 37, 40 Вт – центр, 112 Вт – саб) |
Максимальный уровень звукового давления |
103 дБ |
Частотный диапазон |
35 Гц – 20 кГц |
Аналоговые входы (сопротивление 9,5 кОм) |
3 – фронт, тыл, центр/саб (под стерео миниджек 3,5 мм) |
Цифровые входы |
2 оптических (обычный Toslink), 1 коаксиальный (RCA) |
Поддерживаемые цифровые форматы |
Doly Digital, DTS, DTS 96/24, PCM (от 44.1 кГц до 96 кГц 24 бит) |
Эффекты объёмного звучания |
Dolby ProLogic II (Music и Movie) |
Режимы |
Стерео, 6 каналов, декодирование |
Технические решения
Вынос усилителя мощности в корпус сабвуфера является широко распространённым решением, которым не брезгуют и закоренелые «хай-файщики». Однако Logitech грамотно применила фактически навесной конструктив без грубого вторжения в акустическое оформление. Электроника скрывается под металлическим кожухом на задней части сабвуфера. Изрядно выпирают внушительные рёбра охлаждения, но общий вид от этого не портится.
Сабвуферный динамик сидит внутри камеры корпуса, наружу выведен только профилированный порт фазоинвертора с впечатляющим раструбом. Такую схему акустического оформления Logitech применяет уже не первый раз, посему всё отточено и просчитано.
Многоштырьковый разъём, расположенный между рёбер охлаждения, служит для подключения блока коммутации и управления. Обращаю ваше внимание на наличие плавкого предохранителя, причём легкодоступного, что весьма полезно в российских условиях.
Сателлит центрального канала отличается от прочих вторым портом фазоинвертора и способностью изменять угол наклона относительно основания. У всех сателлитов гриль съёмный, акустически прозрачная ткань натянута на пластиковую рамку.
Тыловой сателлит с лицевой части практически ничем не отличается (за исключением индикатора приёма радиосигнала). А вот сзади непривычно отводится крупный кабель питания. Кстати, предусмотрен настенный монтаж (с разворотом сателлита на 180 градусов), имеется и соответствующее отверстие «под ключ» в основании.
Акустический, он же колоночный кабель, где ни попадя тянущийся к тыловым сателлитам (а то и вовсе в обозримой перспективе путающийся под ногами), частенько является одной из главных причин не покупать многоканальную 5.1 акустику. Конечно, заядлого меломана трудности с прокладкой кабеля не остановят, а вот среднестатистический массовый покупатель вряд ли проникнется подобной перспективой. Посему решение доставки сигнала к тыловым сателлитам посредством радиоволн выглядит не только удобно актуальным, но и технически изящным.
Длина шнура питания тыловых радиосателлитов рассматриваемой модели составляет 2,5 метра. Естественно, шнур довольно толстый, в надёжной оплётке, как и полагается на 220 В (блок питания спрятан в корпусе сателлита). Питание необходимо для приёмника радиоволны, излучаемой антенной, что базируется на коммуникационном блоке. На первый взгляд выигрыш по сравнению с обычным акустическим кабелем неочевиден. Однако, в отличие от колоночного, сетевой кабель на бОльшей длине уже заделан в стену, и найти ближайшую розетку в радиусе 2,5 метров обычно не составляет никакого труда. В крайнем случае можно воспользоваться обычным удлинителем.
DTS 96/24
Достаточно новый формат сжатого звука, посему его поддерживают не все плееры и ресиверы. Новшество состоит в расширении частотного диапазона после сжатия за счёт большей (96 кГц) частоты дискретизации исходного сигнала. Разрядность 24 бит поддерживалась и более ранней разновидностью формата DTS (Digital Surround), так что в плане динамического диапазона для бытового применения расширять дальше некуда.
В любых версиях формата DTS поддерживается обратная совместимость. Это достигается благодаря изначально заложенной концепции «ядро + расширение», то есть старый декодер (DTS Digital Surround) не отвергнет новый формат, а лишь декодирует с понижением частоты дискретизации до 48 кГц, игнорируя дополнительное высокочастотное расширение. Поток увеличивается незначительно (1536 кбит/сек) из-за того, что в области частот от 24 до 48 кГц полезная информация мала по своему абсолютному значению.
DTS 96/24 может содержать до шести (5.1) каналов звука. Не следует путать данную разновидность формата с ещё одной – DTS-ES, повышенно многоканальной (6.1). Добавочный тыловой канал в народ не пошел, хотя несколько фильмов на DVD вышло (например, «Гладиатор»). Популярность DTS 96/24 растёт гораздо быстрее. Да и заполучить запись в таком формате гораздо проще: берёшь готовенький DVD-audio 5.1 24 бит 96 кГц – и аккуратненько сжимаешь, вот и всё.
Недавно было заявлено о формате нового поколения DTS-HD, также известном под названием DTS++. Намекается, что этот новейший формат уже будет дружить с lossless (упаковка без потерь качества от сжатия). При этом число каналов не ограничено, а качество может варьироваться от первого формата DTS до lossless, обеспечиваемого методами когерентного акустического кодирования. Понятно, что ветер дует из стана активно продвигаемых DVD-HD и Blue Ray дисков. Но в России они не будут востребованы ещё долго-долго: и носители дороги, и источники. |
В аккуратном блоке коммутации и управления, судя по нагреву, располагаются декодеры многоканального звука. Табло индикации хорошо читается даже при ярком свете. Копка включения подсвечивается по окружности модным ярко-голубым.
На задней панели располагаются следующие разъёмы: 2 оптических (стандартные Toslink), один цифровой коаксиальный (RCA) и 3 мини-аудио для подключения аналогового источника звука 5.1. Сюда же выведено переключение радио каналов. С левого бока прячутся разъёмы для подключения наушников и линейного стереовхода. Примечательно наличие светодиодов индикации приёма сигнала тыловыми сателлитами, при этом на самих сателлитах в их случае автоматической активизации индикатор меняет цвет с красного на синий.
Пульт дистанционного управления на инфракрасных лучах компактен и продуманно удобен. С его помощью можно выполнить всю оперативную настройку аудиосистемы, включая уровень звука тыловых каналов.
Измерения
Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) оценивалась импульсным методом с последующим сглаживанием 1/3 октавы. Фронтальные сателлиты размещались на Г-образном столе по бокам монитора (ширина базы 1 метр), центральный сателлит – непосредственно над монитором, тыловые сателлиты – сзади на полках на уровне ушей (положение сидя) при удалении от базы 2 метра. Сабвуфер устанавливался на полу (около метра до ближайшей стены). Помещение – типичное для рабочего уголка в жилой комнате, высота потолка 2,5 метра.
При оценке направленности сначала поворачивалась акустическая система, как общепринято, а затем передвигался микрофон. Цель: исследовать неравномерность акустического поля в реальных условиях, максимально приближенных к типовым. Как видим, направленность до 10 кГц нельзя считать выраженной, даже с учётом неравномерности реального акустического поля. На более высоких частотах завал очевиден, но его уровень для данного класса акустики более чем хорош. Налицо общая тенденция наклона АЧХ в сторону высоких частот.
Отчетливо видимый провал АЧХ на 70–90 Гц вызван не чем иным, как согласованием сабвуфера с сателлитами. Холмик на 100–200 Гц возник, очевидно, следствие цифровой компенсации, т.е. провал мог бы быть более глобальными. Выведении уровня сабвуфера в ноль прекрасно это демонстрирует. Сами по себе сателлиты начинают эффективно работать где-то с 200 Гц.
Воздействие цифровой обработки отчётливо видно на АЧХ, снятых в разных режимах ProLogic II. К сожалению, вспучивание на 100–200 Гц ещё более усугубляется. Зато в остальном «сателлитном» диапазоне частотный отклик выравнивается. Неравномерность АЧХ необработанного сигнала заметна, но не критична.
В условиях реального помещения тыловые сателлиты в совокупности с сабвуфером дают несколько иной частотный отклик, нежели фронтальные. Измеренные АЧХ подтверждают, что последствия передачи акустического сигнала по радио ничтожно малы. Направленность не обостряется, а дополнительного завала на высоких частотах не наблюдается. Однако тенденция наклона АЧХ прослеживается и здесь.
Вердикт: на слух звучание будет восприниматься как смягчённое на высоких частотах, и минимизация уровня сабвуфера компенсирует сей дисбаланс лишь частично. Дабы не терять драгоценные высокие частоты, сателлиты лучше развернуть в сторону слушателя |
Экспертное прослушивание
В качестве «референсных» устройств использовались:
- активная 5.1 система Creative MegaWorks 510D;
- пассивная 5.1 с активным сабвуфером акустическая система Kef 2500.2 в связке с ресивером Yamaha.
Дополнительно задействованные акустические системы и наушники:
- активные стереопары JetBalance JB-382 (Настоящий хай-фай! Эх, ещё бы запас по ВЧ…);
- мониторные Hi-Fi наушники Denon 500 AH G-500 (28 Ом, заявленная чувствительность 103 дБ/мВт).
Источники звука:
- спортивный МP3-плеер Creative MuVo C100 – один из самых лучших по звуку и функциональности;
- шестиканальная звуковая карта Audigy2 Platinum.
Помимо традиционной тестовой подборки, прослушивался DVD-video диск:
AC/DC – «Stiff Upper Lip Live»
DVD-video (NTSC), 2001, Electra
5.1 и 2.0 48 кГц DD и DTS.
Чтобы прослушать весь Мюнхенский концерт за один присест, нужна особая закалка. А каково музыкантам? Чай, уже не мальчики! Но это профессионалы своего дела. Небутафорский пот течёт в три ручья, похлеще чем у некоторых хоккеистов на Олимпиаде. Публика в полном восторге, однако ведёт себя цивилизованно, даже культурно пристойно. Одной из нескольких (!) кульминаций сего концерта, безусловно, является демонстрация чумовым гитаристом задней части трусов в виде национального флага. По правде говоря, музыкальная композиция, которая в это время звучит, кульминации соответствует на все 100%, так что флаг можно было бы и не марать.
Многоканальная раскладка впечатляющая, но кое-чего не хватает. Восторженный рёв многотысячной толпы, не вместившейся даже в гигантский стадион, не убеждает. Как будто толпа где-то очень вдалеке, почти по телевизору, и тебя ни один из зрителей не окружает. Понятно, что постоянный гул и хлопки, примикшированные в surround, быстро приелись, тем не менее в паузах виртуальное присутствие среди разгорячённой толпы могло бы хорошо взбодрить. Сама запись весьма приличного качества (по концертным меркам). Особенно удалась ударная установка.
Подключённая «по цифре», Logitech Z-5450 прекрасно справилась со своей задачей: при прослушивании концерта мурашки по коже бежали не один раз. |
Больше всего волновало, насколько успешно будут работать тылы по радиоканалу. Эксплуатация показала, что всё отлично. Ни помех, ни завала на высоких частотах. Правда, в соседнюю комнату на экстремальный тест тылы я не уносил.
Как и у дорогих Hi-Fi ресиверов, у Z-5450 имеется режим запараллеливания стерео на все сателлитные каналы.
Цифровая обработка Prologic II в режимах Movie и Music вынуждает сателлиты играть несколько басовитее. Естественно, довольно маленькие динамики сателлитов на высокой громкости перегружаются, что выражается в росте нелинейных искажений. Зато при подключении по цифре многоканального звука на сателлиты идёт отфильтрованный под 200 Гц сигнал, полностью развязывая руки и усилителю, и динамикам. Тут сателлиты способны играть очень мощно без заметных искажений. Посему советую подключать Z-5450 по цифровому входу – коаксиальному или оптическому (заблаговременно убирайте уровень, звук будет очень громким!).
Цифровой PCM сигнал с частотой дискретизации 96 кГц, выдаваемый картой Audigy2, почему-то не был понят Z-5450. Вообще, на табло горели «96-24» независимо от того, с какой частотой и битностью сигнал подавался. Следует подчеркнуть, что сжатые потоки Dolby Digital и DTS входили и декодировались без каких-либо проблем.
Z-5450 умудряется, не заостряя внимания на звуковых подробностях, прекрасно передать атмосферу и эмоции в целом. Высокочастотные составляющие явно присутствуют, причём в полном спектре, и при этом не утомляют. Средние частоты не провалены (скорее наоборот), но, в отличие от предыдущих моделей Logitech, не режут чувствительный слух. Такое звучание можно слушать много часов подряд – даже рок-музыку без малейших признаков слуховой усталости. Если возникнет желание добавить высоких частот, при современной аудиокарте это не составит никакого труда, однако с бытовым DVD-плеером подобный фокус не пройдёт. Порадовал бас сабвуфера Z-5450. Достаточно глубокий и быстрый, без гудения и бубнения.
Тем не менее, следует признать, что характер звучания далёк от строго «хай-файного». Сказывается отсутствие отдельного высокочастотного динамика. Как следствие, так называемой воздушности ждать неоткуда. По сравнению с Creative MegaWorks 510D, тестируемые Z-5450 выступают в роли достойного конкурента. Пусть бас не столь линеен, зато нет нужды зажимать средние частоты. Если же сравнивать с истинным Hi-Fi в лице пассивных Kef 2005.2, то вдвое (а с учётом стоимости ресивера – как минимум втрое) более дешёвая Z-5450 заметно проигрывает, прежде всего в проработке средних частот и прозрачности на высоких. Что касается мощности-громкости, то, как показывает практика, для просмотра кино в уютно-скромных домашних условиях большего и не надо.
Рационализаторское предложение
А здесь мы сегодня бессильны! Похоже, Logitech всё предусмотрела. Впрочем, если копнуть поглубже… Во-первых, в комплект хочется добавить цифровой коаксиальный или оптический шнур. Благодаря вынесенному коммутационному блоку большая длина не потребуется. Во-вторых, было бы логично сателлиты фронта и центра подключать не к сабвуферу, а к коммутационному блоку. Кабель был бы короче.
Заключение
В который раз убеждаюсь в качестве и надёжности продукции Logitech. А ещё эту фирму нельзя упрекнуть в отсутствии стиля – чувствуется серьёзный подход к дизайну. В реальном интерьере Z-5450 смотрится гораздо лучше, чем на абстрактном фото.
Несомненный козырь Logitech Z-5450 – радиотылы. Пять балов из пяти!
Протестированная модель рекомендуется для озвучивания небольшой площади (вблизи компьютера, приставки, DVD-плеера) как в играх, так и в кино. Любой сжатый звук, если он более-менее качественный сам по себе, будет убедительно донесён до слушателя. Отлично приживётся Z-5450 (неброско и солидно) в персональном рабочем кабинете в качестве универсальной «подзвучки». Данная акустика, подключённая по цифровому входу, с успехом потянет и на средней площади (жилой комнаты), если вам не нужен натуральный уровень акустического давления. Благодаря неплохому встроенному декодеру, Z-5450 удаётся очень впечатляющее озвучивать музыкальные концерты с многоканальными дорожками Dolby Digital и DTS.
Стоит ли Z-5450 своих денег? Думаю, да. Просто эта модель ориентирована на определённого покупателя. Кстати, надёжность дешёвой не бывает.
P. S.
Ценителям утонченности и воздушности многоканального звука следует ориентироваться на гораздо более крупную сумму или с пристрастием выбирать удачные модели среди иных, менее именитых производителей.
За: |
Против: |
- Комфортное, не напрягающее звучание
- Глубокий и слитный бас
- Достаточно высокая мощность
- Не надо тянуть кабель к тыловым сателлитам
- Устойчивый, без помех радиоприём тыловых сигналов
- Неплохой выход на наушники
- Всевозможные входы
- Приятный пульт на ИК лучах
- Высокое качество изготовления
|
- В режиме 5.1 тылы слегка шипят при отсутствии сигнала
- Звучание сателлитов несколько акцентировано на 200 Гц и 3 кГц
- Внушительная цена
|
Автор: V_A_N
Источник: www.ferra.ru
|