МР3 изнутри: психофизиология звука
Данный формат использует
крайне сложный алгоритм кодирования. В отличие от обычных
архиваторов, которым нужно ухитрится сжать информацию таким образом,
чтобы после извлечения из архива в ней не изменилось ни одного бита,
MP3 преследует несколько иные цели. Помимо математических алгоритмов
сжатия, в этом формате присутствует так же сложнейший алгоритм
удаления ненужной звуковой информации, основанный на
психолого-физиологических особенностях организма человека. Попытаюсь
остановится на данном моменте несколько подробнее.
Как уже говорилось, MP3 является потоковым форматом. Это
означает, что звуковая информация при кодировании разбивается на
равные по продолжительности участки, которые называются фреймами.
Все фреймы взаимно независимы. Каждый из этих фреймов кодируется
отдельно со своими параметрами и имеет заголовок, в котором эти
параметры описаны. При воспроизведении последовательность
декодированных фреймов и порождает непрерывное звучание записанного
звука.
Какие преимущества дает данный подход? Во-первых,
возможность перемотки, так как возможен легкий переход к
произвольному фрейму, и воспроизведение звука именно с этого места.
Во-вторых, именно эта структурная особенность и делает MP3 по
настоящему сетевым форматом. Загрузив первые несколько фреймов в
оперативную память или дисковый кэш, проигрыватель начинает их
воспроизводить, при этом одновременно подгружая новые фреймы, чем
достигается непрерывность воспроизведения. И наконец, если вы не
смогли целиком скачать MP3 файл из сети Internet, то ничего
страшного, музыку все равно можно будет слушать, просто
проигрыватель дойдет до того места, на котором оборвалась связь и
остановится.
Так вот вернемся к нашим фреймам. При высоком качестве MP3, а это
bitrate ~ 320 кbs, для кодирования фреймов применяются только
математические алгоритмы сжатия. Качество при этом совершенно не
страдает, но и размер уменьшается всего в четыре раза, то есть
коэффициент сжатия такой, какой бы дал обычный архиватор; именно
поэтому файлы формата МР3 практически не ужимаются обычными
архиваторами. При уменьшении полосы пропускания (bitrate) до 256 kbs
и ниже, в дело вступают те самые алгоритмы удаления "ненужных"
звуков, которые основаны на особенностях восприятия звука
человеческим ухом, так называемая "психоакустическая модель".
Процессы удаления "ненужных" звуков называются квантованием.
Чем меньше bitrate, тем жестче идет квантование.
По каким же критериям оценивается "нужность" и "ненужность"
звуков? Подавляющее число кодеков выбрасывает звуки, которые
считаются выходящими за порог слышимости человека. При этом за
значение порога, так сказать de fakto, принимается величина равная
16kHz. Несмотря на то, что этот порог признан азбучной величиной и
вписан во все учебники по физике, этот подход неверен. Люди весьма
разнообразны по своим физиологическим особенностям. Кроме того,
нужно учитывать, что у молодежи слуховой порог гораздо выше, чем у
пожилых людей, и запросто может превышать эту среднестатистическую
величину. Так же многое зависит от интенсивности сигнала.
Следовательно, удаление частот выше 16kHz абсолютно неприемлемо для
высоких битрейтов претендующих на CD качество, но вполне уместно для
низких битрейтов, где качество приносится в жертву размеру.
Другим критерием, по которому оценивается "ненужность" звука,
является условие основанное на такой особенности человеческого
слуха, как неспособность большинства людей различать сигналы, по
мощности лежащие ниже определенного уровня, причем этот уровень
различен для разных частотных диапазонов. При использовании
психоакустической модели кодирования MP3 CODEC автоматически
выбрасывает маломощные, неслышимые частоты. К сожалению, опять таки,
люди не одинаковы и те, кто в состоянии различить именно эти
частоты, часто жалуются на потерю качества звучания при кодировании,
тогда как среднестатистическое большинство этого не замечает.
Но самой главной особенностью психоакустической модели
кодирования MP3 является так называемый эффект маскирования. Именно
благодаря этому эффекту удается так сильно сжимать исходные
аудиоданные. Суть этого эффекта в том, что слабый сигнал одного
диапазона частот зачастую маскируется более мощным сигналом
соседнего диапазона, если он присутствует в аудиозаписи, или мощным
сигналом, предыдущего фрейма. Этот сильный сигнал вызывает временное
понижение чувствительности уха к сигналу текущего фрейма. По сути,
имеет место явление "временного оглушения". Для каждого звукового
диапазона определяется величина маскирующего эффекта, создаваемого
сигналом соседних диапазонов и сигналом предыдущего фрейма. Если
маскирующий сигнал превышает мощность сигнала текущего диапазона, то
данный диапазон сигнала не кодируется, что позволяет
психоакустической модели удалить часть данных из этого фрейма. Для
оставшихся данных каждого диапазона определяется, сколькими битами
на фрейм мы можем пожертвовать, чтобы потери от дополнительного
квантования были ниже величины маскирующего эффекта. Несомненно, все
отмечали, что звук, кодированный при низких битрейтах, отличается
крайней нечеткостью и глухостью. Это происходит из-за того, что при
потере одного бита информации в общее звучания вносится шум
квантования величиной порядка 6 dB.
Все эти ухищрения суммарно называются адаптивным кодированием.
Используя тот факт, что подавляющее большинство людей не обладают
идеальным слухом, технология адаптивного кодирования позволяет
существенно уменьшить размер кодируемого файла выбросив наименее
значимые с точки зрения слухового восприятия детали звучания.
Надо заметить, что в случае низких битрейтов кодирование
начинается с адаптивного кодирования. После дополнительного
квантования формируется итоговый поток, который затем и сжимается по
алгоритму Хаффмана (аналогично алгоритму RAR).
Чем замечателен этот формат, так это тем, что степень сжатия, то
есть, соотношение размер/качество полностью во власти пользователя.
Ширина потока (bitrate) способна изменяться от наибольшего значения
в 320kbs, до 64 kbs и ниже, соответственно варьируется и размер.
С технологиями сжатия используемых в MP3 CODEC мы ознакомились,
настало время поговорить о разных битрейтах.
Качество требует жертв
Очевидно, что различные битрейты даже
одного и того же CODECa дают далеко неодинаковое качество. Причем
разные люди совершенно по-разному оценивают качество приемлемости
одних и тех же битрейтов, высказывая свое собственное сугубо
субъективное мнение. При оценке качественности звучания зачастую
возникает путаница, так как многие путают факт наличия низкого или
высокого уровня шумов с высоким или низким качеством сигнала. Такой
дуболомный подход в принципе неверен, так как это характеристика
обычной, некомпьютерной аппаратуры, которую некоторые лихо по
аналогии переносят на цифровое аудио, забывая, что для компьютера
это всего лишь характеристика конкретного программного MP3 плеера.
Отсюда следует, что в некоторых случаях, сменив плеер можно
существенно улучшить качество воспроизведения.
Так же, почему-то многие пользователи считают, что мнение
профессионалов, так сказать "дегустаторов" от звука, обладающих
хорошо развитым слухом и чувством фальши, не является авторитетным,
а важно мнение середнячков со слухом отравленным дешевой
аудиоаппаратурой уровня ESS. Это мнение может повлиять только на
звание которое дают тому или иному CODECу - например "массовый",
"народный", "популярный", но при оценке качественности кодировщика
оно абсолютно неуместно.
При разработке формата MP3 его разработчики наняли команду
профессиональных звуковых "дегустаторов", которые прослушали
определенный набор тестовых композиций закодированных с разными
битрейтами. Профессионалы единогласно указали, что битрейт 256kbs в
большинстве случаев сохраняет качество звучания, которое практически
не отличается от исходного. И так же единодушно указали, что уже
битрейт 192kbs довольно ощутимо отличается от оригинала и не может
претендовать на непогрешимость.
Но вы должны обратить внимание на оговорку "в большинстве
случаев" которую эксперты сделали для битрейта 256kbs. В некоторых
случаях, особенно при кодировании классической музыки этот битрейт
проявляет себя не лучшим образом.
Если вы хотите точного соответствия сжатого файла оригиналу,
пользуйтесь максимальный для кодирования CD Audio битрейтом -
320kbs. Коэффициент сжатия 4:1, для битрейта 256 kbs - 6:1. Размер
несколько больше, зато качество смело можно считать непогрешимым.
Многие пользователи-меломаны уже создали себе обширные фонотеки
на CDR или просто на винте, используя MP3 256kbs и 320kbs. Кстати,
именно в этой связи повсеместно приобрели огромную популярность
домашние компьютеры, оснащенные приводами CD-RW (пишущий CD-ROM).
Но самый популярный на текущий момент все же битрейт 128 kbs,
который весьма быстро занял место формата RA. Причина такой
популярности - в относительно небольшом размере (сжатие 12:1), что
является определяющим фактором в условиях медленной передачи данных
и дороговизны услуг провайдеров. Так же по размеру файла MP3 легко
определить продолжительность звучания. У этого битрейта 1 минута
звучания занимает примерно 1 мегабайт. Но качество у этого
новоявленного "сетевого короля" на СD даже не претендует. Это
качество средней аудиокассеты. В сети Интернет можно в основном
найти MP3 только с битрейтом 128 kbs, MP3 с этим битрейтом и
создавался первоначально как сетевой формат.
Путь к победе: триумф звука
После долгой раскачки данного
формата, постепенно тысячи и тысячи пользователей наконец его
оценили. Как грибы после дождя появилось множество сайтов,
специализирующихся исключительно на распространении музыки в модном
формате. Разумеется, практически все MP3-файлы были нелегальны или
полулегальны, так как до пользователей не доходило, что
распространяя купленную за свои деньги и переведенную в MP3 формат
музыку, они нарушают законы об авторских и смежных правах. Или
доходило, но... Но вот поймать и тем более наказать нелегальных
распространителей оказалось невероятно сложно. Более того, благодаря
небольшому размеру MP3 с bitrate 128 kbs оказалось возможным
записать на один компакт-диск не 74 минуты музыки как раньше, а
более 650 минут! Этим немедленно воспользовались пираты. Они стали
производить диски типа "все альбомы хитовой группы на одном диске".
Аудиозаписывающие компании стали нести убытки. Зачем покупать один
альбом, если за те же деньги можно купить десять альбомов на одном
CD?
Попытку побороть нелегальное распространение музыки MP3
недавно предпринял звукозаписывающий гигант RIAA. Но было уже
поздно. MP3 индустрия достигла невиданного размаха. Стали появляться
аппаратные мини-плееры с памятью на 32 мегабайта и возможностью
подключения к компьютеру, их уже появилось более 40 моделей. Плееры
для автомобилей на базе небольших по объему (1Гб) винчестеров. Даже
звуковые карты с аппаратной поддержкой MP3. С этой волной бороться
стало невозможно. MP3 стал первым признанным форматом хранения
аудиоданных после CD-Audio. Это была победа.
Эта музыка будет вечной...
Пусть MP3 уже не лучший. Ему на
смену идут новые формать: семейство AAC (advanced audio codec), VQF,
PAC (perceptual audio codec). Но он был первым. Кроме того,
многочисленная аудитория пользователей MP3 весьма консервативен, MP3
удалось глубоко поразить своих поклонников, тогда как его конкуренты
способны их разве что слегка удивить. Так что думаю этому стандарту
уготованы еще долгие годы существования, прежде чем его сменит более
достойный.
Глоссарий
- MP3 (MPEG Layer3) - цифровой формат мультимедиасжатия
семейства MPEG, предназначенный исключительно для кодирования
звука. Имел предшественников в лице МР1 и МР2, отличатся высокой
сложностью алгоритма, как следствие высокими требованиями к
системным ресурсам. Лучший в своем классе по соотношению размер/
качество.
- CODEC - расшифровывается как COder/DECoder. Это не что
иное как совокупность алгоритмов кодирования и декодирования
звука.
- Bitrate - ширина потока. Количество бит, использующиеся
для кодирования звукового потока. Измеряется в kbs, т.е. число
килобит в секунду.
- Квантование - процесс удаления частот, не
воспринимаемых обычным человеческим слуховым аппаратом (ухом).
- CD Audio - старейший формат цифрового звука, существует
более 20 лет. Параметры 44Khz, 16-bit стерео.
- RA - формат, расшифровывается как Real Audio. Первый
сетевой формат, обеспечивающий передачу и воспроизведение звука в
реальном времени. Если сравнивать с МР3, то имеет битрейт 8 и 16
kbs, и соответственно ужасное качество звука.