Ресивер против усилителя: отборочный поединок
Из уст в уста, от форума к форуму кочует-плодится, обрастая причудливыми фантазиями, мнение, что многоканальный ресивер в принципе не может переиграть по звучанию стереоусилитель. Многие попадаются на эту удочку и выкладывают немалые деньги. Настал черёд прояснить, «кто есть кто», на примере скромного ресивера Yamaha и продвинутого усилителя Harman/Kardon.
Почему выбор пал на, в общем-то, бюджетный (~270 у.е.) ресивер Yamaha THR-5460RDS, с одной стороны, и на именитый, причём флагманский усилитель Harman/Kardon HK-970 (~400 у.е.) – с другой?
Во-первых, данная Yamaha – не что иное, как обновлённая европейская версия знаменитой 440-й модели (призёра авторитетной EISA), обладающей незаурядными возможностями усиления в стереорежиме. Во-вторых, эта модель имеет непосредственное отношение к целой плеяде ресиверов Yamaha, завоевавших широкую популярность у покупателей во всём мире («исторически» ресиверы Yamaha не отрубаются на высокой громкости даже с нагрузкой 4 Ом). В-третьих, просто это очень удачная модель ресивера, отлично справляющаяся с усилением 5 каналов. «Вопросы есть? Вопросов нет».
Стереоусилитель Harman/Kardon модели HK-970 является развитием отлично себя зарекомендовавшей чисто аналоговой модели НК-670. Благодаря полностью цифровому управлению в HK-970 появилась возможность настраивать тембр и баланс прямо с пульта. В плане выходной мощности к любым усилителям Harman/Kardon нареканий, как правило, не бывает. Аппараты фирмы славятся высокой скоростью изменения тока и минимальной отрицательной обратной связью при высоком коэффициенте демпфирования. Отмеченные факторы позволяют укрощать даже самую строптивую акустику, в том числе низкоомную.
|
Стереоусилитель |
|
Ресивер |
Спецификация
(по сведениям производителя)
|
Ресивер Yamaha HTR-5640RDS |
Стереоусилитель Harman/Kardon HK-970 |
Средняя выходная мощность, Вт на 8 Ом (при указанных искажениях) |
65 (при THD 0,06%) |
80 (при THD 0,09%) |
Динамическая мощность, Вт |
8 Ом - 85 6 Ом - 105 4 Ом - 140 2 Ом - 170 |
8 Ом - 115 4 Ом - 200 2 Ом - 295 1 Ом - 380 |
Частотный диапазон, Гц |
10...100000 (-3 дБ) |
5...150000 (-3 дБ) |
Коэффициент демпфирования (в области частот 20 Гц - 20 кГц) |
>100 |
>125 |
Обеспечиваемая скорость нарастания силы тока, А/с |
? |
80 |
Чувствительность входа, мВ (при входном сопротивлении, кОм) |
150 (при 47 кОм) |
270 (при 43 кОм) |
Отношение сигнал/шум, дБ |
100 |
95 |
Диапазон регулировки тембра, дБ |
+/-6 (50 Гц) +/-6 (10 кГц) |
+/-10 (60 Гц) +/-10 (20 кГц) |
Потребляемая мощность, Вт |
360 |
410 |
Вес, кг |
11 |
10,35 |
Технические решения
Большинство современных транзисторных Hi-Fi-усилителей (тем паче расхожего класса В) построено по традиционной схеме: за входным каскадом следует усилитель напряжения и выходной каскад с последовательным питанием транзисторов по постоянному току. Зачастую «супербюджетники» имеют непосредственное, без переходного конденсатора, подключение нагрузки. С недавних пор вместо биполярных транзисторов в выходном каскаде стали использовать полевые с изолированным затвором (MOSFET). По сравнению с биполярными транзисторами MOSFET выгодно отличаются линейностью характеристик и существенно лучшими частотными свойствами. Отмеченные особенности полевых транзисторов позволяют достигать высокого качества звучания усилителя относительно простыми средствами. Наиболее распространены «полевики» фирмы Toshiba. В последнее время новоявленные интегральные микросхемы усиления (так называемые операционники) начали вторгаться в святые пенаты хай-фай. Дискретное, то есть чисто транзисторное, раздельное по каналам усиление уже преподносится как существенное преимущество и обязательно отмечается в рекламе жирным шрифтом. В остальном сходства больше, чем различий, а если судить по демонстрируемым параметрам, то принципиальных нововведений и того меньше. Первейший козырь – мощность усилителя. Что именно за этим стоИт (и почему столько стОит), не принято афишировать.
Чем же могут отличаться нынешние усилители при одинаковой мощности помимо качества элементной базы? Как известно, даже хорошо спроектированный усилитель подвергается «коверканию» при технологической реализации. Из-за чего появляются искажения сигнала, вызванные, в частности, монтажными наводками (от токов выходного каскада на входные цепи усилителя). Особенно это заметно на высоких частотах, на которых усиливаются паразитные связи. Но главное в усилителе – это питание. У большинства серийно изготавливаемых усилителей ёмкость накопительных (фильтрующих) конденсаторов блока питания явно недостаточна по той простой причине, что электрические конденсаторы больших номиналов (>10 000 мкФ) – далеко не самые дешёвые элементы. А «бюджетная» ёмкость фильтрующих конденсаторов приводит к так называемой «зажатости» динамики усилителя (которую проблематично оценить посредством стандартных измерений). Отдельные авторы утверждают, что «настоящий звук» начинается при суммарной ёмкости фильтрующих конденсаторов не менее 45000 мкФ при напряжении питания 40 В. Правда, повышение напряжения питания, скажем, в 2 раза даёт увеличение энергии в 4 раза, так что, как говорится, возможны варианты. |
Начинку рассматриваемого ресивера оригинальной не назовёшь. Действительно, зачем изобретать велосипед? Что касается питания, то было бы наивно ждать фантастической щедрости от производителя в бюджетном сегменте. Трансформатор, конечно, не тороидальный (видали мы и таковые, но без должного звука), зато немаленький и увесистый. Если не придираться к мелочам и обилию перемычек на унифицированных платах, то всё сделано без ляпов. Но хитрО. Короче, почти всё видно на фото. Пользуясь случаем, замечу: компоновку элементов лихо копируют производители «третьего эшелона», выпускающие, мягко говоря, не шибко музыкальные ресиверы дешевле 200 у.е.
ЦАПы, АЦПы и прочие цифровые чипы сегодня нас мало интересуют. Отмечу лишь одно: даже если ЦАП в ресивере качественный, это ещё не значит, что достаточно любого дешёвого плеера с цифровым выходом (у многих «супербюджетников» цифровой выход реализован не намного лучше аналогового).
Так, а как выглядит современный Hi-Fi-усилитель изнутри? Шикарно. Внушительные радиаторы с более правильным оребрением. По две «банки» конденсаторов (12000 мкФ 63 В) на канал. Ферритовые кольца на силовом проводе. Ну и прочие излишества.
Что касается аналоговой части, то она явно побогаче ресиверной. Да и монтаж покачественнее (цена и падающий на стереоусилители спрос обязывают). Никто не спорит, не обошлось без фирменных ноу-хау как с той, так и с другой стороны. Однако что покажут измерения? Измерения
Наряду с собственной методологией в измерениях использовалась общедоступная программа RMAA версии 5.5. Скачав эту программу, каждый желающий, обладающий сносной саунд-картой, может измерить характеристики своего усилителя. Единственное – следует помнить, что на «колоночных» выходах усилителя напряжение может достигать нескольких десятков вольт, а стандартная карта имеет вход на +/-1,4 В. Поэтому надо (!) либо паять пару простейших делителей напряжения, либо подключать последовательно два идентичных (левый и правый каналы) сопротивления номиналом 2...100 кОм и потом пересчитывать полученные результаты относительно реальной нагрузки.
|
Схемы делителей напряжения из разных элементов (резисторов, конденсаторов или катушек) |
АЧХ акустических систем оценивалась импульсным методом с последующим скользящим сглаживанием 1/3 октавы. Удаление измерительного микрофона – 1 метр по умолчанию. Амплитуда (магнитуда) представлена на графиках в относительных единицах, то есть без пересчёта в абсолютное звуковое давление. Измерения проводились в помещении ~50 кубических (20 квадратных) метров с типично жилой реверберацией. Отражения звука, искажающие АЧХ, при необходимости учитывались. |
На средней громкости искажения (THD) у Harman/Kardon HK-970 оказались ниже заявленных. У Yamaha величина THD гораздо сильнее зависит от тембра, но тоже не превысила паспортную. Динамический диапазон в реальности (при неустранённых наводках разного рода) пляшет около 88,2-88,9 дБ, а у Yamaha 88-92 дБ. Уровень шума составляет порядка -89 дБ (-88…-93 для Yamaha). Проникновение стереоканалов зависит от тембра – на частоте 1 кГц порядка -72...-76 дБ у Harmon/Kardon (-70...-83 дБ у Yamaha).
Насколько измеренные параметры зависят от частоты, отражено на графиках далее по тексту. К сожалению, вышеуказанная программа автоматически нормирует АЧХ при графических построениях. Это следует учитывать при анализе и интерпретации. Ещё необходимо иметь в виду, что фиксируемый завал выше 20 кГц в большей мере вызван характеристиками ЦАП и АЦП карты, использовавшейся при измерениях. То есть негативный вклад тестируемых усилителей гораздо меньше, чем «измерительной» карты.
|
Функционирование тембра стереоусилителя Harman/Kardon: АЧХ |
|
Стереоусилитель Harman/Kardon: собственный шум |
|
Стереоусилитель Harman/Kardon: искажения (THD) |
|
Стереоусилитель Harman/Kardon: проникновение каналов |
|
Функционирование тембра ресивера Yamaha: АЧХ |
|
Ресивер Yamaha: собственный шум |
|
Ресивер Yamaha: искажения (THD) |
|
Ресивер Yamaha: проникновение каналов |
Тембр усилителя работает более чисто, ресивер умудряется привнести 2-ю и 3-ю гармоники даже с «минусовыми» регулировками. Впрочем, величина паразитных гармоник не столь велика, чтобы паниковать.
Сравнение работы тембров предлагается рассмотреть поподробнее. Напомню, построенные программой графики надо мысленно совместить на частоте 1 кГц. Помимо меньших привносимых искажений тембр стереоусилителя простирается на самые низкие частоты и чуть дальше по частоте начинает подъём на ВЧ. Настройка тембра работает чётко, в полном соответствии со спецификацией. Внимание: когда НК-970 на своем табло высвечивает +6 dB Bass, эта величина справедлива для 50 Гц, а когда +6 dB Treble, то для 10 кГц. Аналогично и у ресивера Yamaha (для 60 Гц и 10 кГц).
|
Сравнение тембра стереоусилителя Harman/Kardon и ресивера Yamaha |
Отдельного разговора заслуживает собственный электрический шум. Как видим, преобладают гармоники частоты питания (50, 100, 150, 200 Гц и так далее вплоть до 3 кГц), а также высокочастотные гармоники кадровой ТВ-развёртки (DVD-плеер подключён к телевизору через видеовыход, а к ресиверу и усилителю через аудиовыходы). Ясно, помехозащищённость обоих конкурсантов далека от идеальной, но -84 дБ фона при обычной громкости на слух уже не уловить. На высокой громкости активизирующиеся гармоники от питания, безусловно, скажутся на звуке. И никакой сетевой фильтр здесь не поможет! Недаром аудиофилы приспособили для своих нужд ЛАТРы и линейные ИБП!
|
Сравнение тембра стереоусилителя Harman/Kardon и ресивера Yamaha: собственный шум |
Весьма любопытно реальное проникновение каналов. Как видно из графиков (см. ниже), зависимость от частоты ярко выражена, и усилитель с ресивером здорово повторяют друг друга. Причём тембр явно играет второстепенную роль. Очевидно, используются одинаковые схемотехнические решения.
|
Сравнение тембра стереоусилителя Harman/Kardon и ресивера Yamaha: проникновение каналов |
Теперь посмотрим, как влияет замена хорошего ресивера продвинутым стереоусилителем на звучание конкретной акустической системы (графики импеданса которой приведены в обзорах «От народного мультимедиа к массовому Hi-Fi. Обзор новейшего 5.0-комплекта пассивной акустики Microlab V3630» и «Красота требует жертв. Обзор набора 5.0-акустических систем Hi-Fi Sven HP-780»). Замечу, АЧХ (даже полученная импульсным методом) отражает лишь «стационарные» свойства озвучиваемого сигнала. Так или иначе, изменение очень мало и заметно только на самых низких частотах. А вот задействование тембра стереоусилителя позволяет получить существенную прибавку на басах (6…7 дБ на 20 Гц).
|
Для другой акустической системы (с более сложным импедансом) влияние замены ресивера на усилитель, как показывает практика, может быть существенно иным. В том числе на высоких частотах. Вот один пример. Синий график АЧХ даёт ресивер, а красный – наш стереоусилитель. Полученный результат на высоких частотах, прямо скажем, неожиданный. Различие слишком велико, чтобы дать внятное объяснение. Неужели импеданс может так подкузьмить? Налицо необходимость дальнейших исследований.
Экспертное прослушивание
В качестве «референса» использовались следующие акустические системы:
- Английская Kef 2005.2 (с активным сабвуфером) – категория выше $1000
- Доработанная модель Mirage от датской Eltax – категория <$350
- Пресловутые HI-FI-полочники Monitor Audio модели Bronze B2 (со старыми и обновлёнными твитерами) – <$300
За усиление звукового сигнала отвечали:
Дополнительно были задействованы следующие устройства:
- Студийные наушники Sennheiser 265 Linear (150 Ом)
- Hi-Fi-стереонаушники Denon AH-G500 (28 Ом, низкая чувствительность, АЧХ приподнята на НЧ и ВЧ)
- Стереоусилитель «Кумир» У-001 (сделан в СССР)
- Фронтальная пара от 5.0-комплекта Microlab V3630
Источники звука:
- DVD-плеер Pioneer 565A (С/Ш 118 дБ, КНИ 0,0014% на 1 кГц)
- «Вертушка» винила «Корвет 038-стерео» с динамическим демпфированием тонарма и прямым приводом (уровень рокота -70 дБ, детонация 0,1%, уровень электрического фона -75 дБ, коэффициент гармоник 0,8% на 1 кГц, диапазон воспроизводимых частот 20…20000 Гц)
Музыкальный десерт
Jacques Loussier Trio – Satie «Gymnopedies – Gnossiennes»
CD-83431, 1998, Telarc (www.telarc.com), Made in USA
Полностью цифровая запись (DDD) выполнена во Франции, в студии Studio Miraval, в 1997 году за 8 дней. Диск можно смело считать эталоном качества мощной по уровню записи в формате стерео 16 бит 44,1 кГц. Рояль звучит потрясающе натурально, с отчётливой локализацией в пространстве. Не отстаёт от него и контрабас. С тарелками ударных звукоинженеры чуть увлеклись в процессе микширования, выдвинув их на первый план, но в целом, что называется, без сучка, без задоринки. Отличный мастеринг: никаким клиппингом и не пахнет.
Известный французский пианист с завидным усердием распахивает урожайную ниву обработок классики на джазовый манер. Популярнейший Бах и любимый многими Вивальди («Времена года») были успешно пройдены на одном дыхании. Я бы даже сказал, с аншлагом и на бис. На сей раз дошло до импрессионизма в лице Эрика Сати. Эта музыка намного сложнее как для понимания, так и для аранжировки. В отличие от двух предыдущих диск не стал хитом, но очень многим нравится. Музыка тонких сфер! |
Признаюсь, лично мне больше понравился звук, обеспечиваемый стереоусилителем, независимо от того, какая акустическая система была подключена. На подобранных с умом колонках ресивер в стерео звучал очень достойно. Различие между нашими героями порой столь мало и трудноуловимо, что «метать икру» (то бишь транжирить деньги) не глядя не имеет никакого смысла. Справедливости ради надо сказать, что внешний вид Harman/Kardon действует гипнотически, парализуя разум и волю. Честное прослушивание «в тёмную» людьми с разным слухом на удачно подобранной акустике, думаю, сравняет шансы наших подопытных.
|
Красавец мужчина! В полном расцвете… |
Проще простого начать «гнобить» источник звука. Мол, DVD-плеер не есть «вери гуд», и нужен полноценный Hi-Fi-проигрыватель CD. Знаем-знаем, уже проходили! Давайте не будем лезть в Hi-End с его сумасшедшими ценами. Общеизвестно, что прибавка в качестве звучания уменьшается по мере роста цены. Нас же интересует золотая середина: та переломная точка, когда цена ещё не прыгает, сорвавшись с цепи как бешеная, а качество звука уже вышло на оптимум.
Соглашусь с теми, кто утверждает, что стереоусилитель уровня Harman/Kardon HK-970 полностью раскроет свой потенциал на более серьёзных акустических системах. Возникает лишь один вопрос: на каких именно? Полочники за 600 у.е., напольники за 1200? А не многовато ли? Чай, зарплаты в среднем у нас ещё не европейские!
Однако вернёмся к результатам прослушивания вышеуказанной акустики. Так, в списке значатся новые колонки, посему позвольте пару слов о них отдельно.
Случайно приблудившиеся Hi-Fi-полочники популярной модели Bronze B2 от английской Monitor Audio оказались с убитыми напрочь ВЧ-динамиками. Притягательно-красивые спереди, но жалкие на вид с тыльной стороны твитеры пищали еле-еле душа в теле. Заделанные в пластмассу без какого-либо охлаждения и с намоткой очень тонким проводом пищалки (кстати, 3,3 Ом!) скисли за полтора года. Пришлось искать подходящие подешевле, так как пара родных фирменных в Москве тянет на 2800 рублей, а перспектива менять каждые 2 года мало радовала.
Без переделки фильтров неплохо спелись гагаринские с титановым куполом на 4 Ом с присадкой 1...2 Ом активной нагрузки для согласования. После реанимации импеданс стал лучше, а главное, колонки зазвучали звонко-воздушно. Единственное, есть бугор на 4,5 кГц и провал на 2,2 кГц, ну да шут с ними. Из двух зол выбираем меньшее. Гораздо хуже то, что разброс параметров у гагаринских динамиков ну очень велик: ВЧ-резонанс плавает от 22,4 до 26,4 кГц, да и основной резонанс болтается по амплитуде. К тому же надо сильно расфрезеровывать корпус колонки, чтобы впритык втиснуть динамик. Полагаю, имеет смысл попробовать калужские (они намного компактнее), если чувствительность >90 дБ.
Импеданс имеет два значимых провала: на 200 Гц (~3,5 Ом) и на 10 кГц (~4,2 Ом). К счастью, фаза импеданса в данных частотных областях стремится к нулю. |
Итак, разница в звучании стереоусилителя и ресивера есть, но на правильно подобранной акустике заключается лишь в мельчайших нюансах. Кому-то подобные нюансы важны, кому-то совершенно не нужны. Важно отметить тот факт, что на эталонных по качеству стереозаписях в плане глубины сцены и локализации источников усилитель показал себя во всей красе. А на обычных записях и при небольшой громкости разница малозаметна.
На малой громкости и усилителю, и ресиверу явно не хватает тонкомпенсации. А её-то и нет!
На приличной громкости стереоусилитель лучше контролирует бас и чище усиливает высокие частоты. К сожалению, любые акустические системы (а вышеуказанные и подавно) при таких условиях начинают сами по себе плодить гораздо больше искажений. Хорошо сателлитам Kef2005, на басах им помогает мощно резвый активный сабвуфер. Усилителю или ресиверу остаётся работёнка плёвая: усиливать частотные составляющие фактически только выше 80 Гц. А вот с полочниками дела обстоят похуже. Баса катастрофически не хватает, приходится компенсировать тембром на всю катушку. Увы, тембр ресивера с этой задачей толком не справляется (а если бы был максимум на 100…110 Гц, как у большинства ресиверов, то было бы ещё хуже!). При подспорье басом с помощью тембра усилителя Bronze хоть как-то оживают на НЧ (басовик колбасит не на шутку, начинаешь побаиваться за его пластмассовую раму). Небольшим напольникам типа Eltax тоже несладко: ФИ настроен на 30 Гц, и если добавить жару НЧ-тембром в усилителе, то на большинстве записей появятся искажения.
Напоследок – о выходе на наушники и о «птичках». У ресиверов Yamaha он реализован отлично. Студийные и хай-файные наушники звучат великолепно. Стереоусилителю Harman/Kardon трудно противопоставить что-то существенное, кроме тембра. В Direct усилитель блеснёт разве что на низкоомных наушниках с раскрашенной АЧХ. Прискорбно, но с тембром у Harman/Kardon (только при выходе на наушники с отключённой акустикой) как раз не всё гладко. Досаждает и отсутствие индикации выключения режима Direct, при котором настройки тембра не действуют. Добил Harman/Kardon сбросом пользовательских настроек при выключении из розетки. Ресиверы Yamaha все настройки помнят как минимум несколько недель.
Стереоусилитель высшего класса «Кумир У-001» (ещё чисто аналоговой эры) обеспечивает совсем иное звучание, нежели современные аппараты. И дело даже не в том, что паспортная мощность скромна - 40 ватт на канал (на 4 Ом при 0,15%), указанное в спецификации соотношение сигнала и шума всего лишь -85 дБ (с линейного входа) и переходное затухание между каналами какие-то -48 дБ. А суть в том, что АЧХ и тембры совсем иные! Одна сделанная по всем правилам тонкомпенсация чего стоит!!! Тембр по НЧ +/-12 дБ, а по ВЧ +/-15 дБ. Есть ещё тембр СЧ: +/-10 дБ. Очень полезная фишка для воспроизведения винила: отключаемый фильтр 70 Гц (без оного на старых грампластинках басовики будут чуть ли не выпрыгивать из колонок, жутко надоедая инфразвуковым гулом)… Что же всё-таки хуже? Номинальный диапазон воспроизводимых частот заявлен 20…25000 Гц. Вроде бы нормально. Однако АЧХ выпирает бугром на средних частотах, сильно напоминая ламповые агрегаты. Ага! Тогда как усилители цифровой эпохи практически линейны в области слышимых частот, слегка заваливаясь только на ультразвуке.
Многие меломаны с пеной у рта доказывают, мол, старые усилители звучат лучше. Теплее, мягче, душевнее. Не могу согласиться, что такое звучание честнее в плане реалистичности. Однако для винила более подходит именно смягчённый звук. Не поверите: Harman/Kardon HK-970 с его классным ММ-фонкорректором при воспроизведении обычных по качеству возрастных грампластинок особо ничем не порадовал. Все огрехи записи, шипы и щелчки винила выперли, как под увеличительным стеклом. |
|
Эх, сладок дым весёленьких годков! |
Заключение
Хороший стереоусилитель в отличие от сравнительно недорогого многоканального ресивера обеспечивает полноценный бас, выжимая максимум из колонок с просадками-выкрутасами импеданса. На колонках с ровным импедансом, лежащим выше 6…8 Ом, и при громкости не выше средней как усилитель, так и ресивер демонстрируют схожий басовый потенциал. К сожалению, таковой акустики – на пальцах пересчитать, да и цена её, за редчайшим исключением, больно кусается.
Разница на высоких частотах между «ресом» и «усём» менее ощутима. С живой акустикой в качестве нагрузки приборы регистрируют отличие в ~1 дБ (по предварительным данным, если «проседает» импеданс, то до 3 дБ). Далеко не каждый человек с утончённым слухом заметит разницу в 1 дБ. Однако на акустике с косячным импедансом может выползти различие, сразу ощутимое на слух.
Стереоэффекты. Разделение каналов у многих ресиверов и усилителей очень близко, посему в бой вступают фазово-частотные характеристики. Поэтому некоторые различия в пользу усилителя проявятся лишь на эталонных по качеству записях.
Регулировка тембра. У стереоусилителей она совсем иная (более правильная). Но лучше или хуже – будет зависеть от конкретных акустических систем. Например, значительно поднять бас у скромных-компактных полочников в связке с усилителем удастся далеко не всегда.
Неискажённая мощность. Тут бюджетный ресивер, казалось бы, должен проиграть без всяких оговорок. Но и здесь необходимо внести уточнение: по мере увеличения громкости гораздо раньше начинают плодить искажения акустические системы, на фоне которых огрехи усиления незаметны.
Выход на стереонаушники. Ресивер Yamaha обеспечивает отличный звук с любыми наушниками, даже без вмешательства тембра, чего не скажешь об усилителе Harman/Kardon. The end.
Так что утверждать однозначно (за глаза?), что стереоусилитель намного лучше многоканального ресивера, нельзя. В случае удачно подобранной акустики в домашних условиях можно прекрасно обойтись бюджетным (но честным!) ресивером, причём как в стерео, так и в «многоканале». А вот если фронтальная акустика имеет неподъёмный на отдельных частотах импеданс, то да, добротный стереоусилитель способен заметно улучшить звучание. Кроме того, усилитель рекомендуется в связке с крупногабаритной стереоакустикой, характеризующейся малыми искажениями на низких частотах.
P.S.
Когда кто-либо где-либо будет безапелляционно заявлять, что такой-то усилитель/ресивер звучит резко аль мерзко (или что-то в этом духе), велика вероятность, что данный человек проводил прослушивание с первой попавшейся акустикой (ну и что, что дорогущей!).
Автор: V_A_N
Источник: www.ferra.ru
|