Замена подшипников в вентиляторах своими руками
Введение
Относительно давно купил себе
кулер под названием Titan-D9TB-cu35. Все-таки,
массивный и эффективный радиатор,
вентилятор с неплохими характеристиками,
внешний вид, а также цена меня вполне
устраивали. Да и не под разгон брался - все
ж водяное охлаждение куда
предпочтительнее. Однако, не все так
радужно оказалось на самом деле. Днем его
"голос" не так выдавался, однако ночью,
когда все уже спят он таки давал о себе
знать. В конце концов меня это стало
доставать и я решил его смазать - это не
помогло, вдобавок появились неприятные
потрескивания в подшипнике качения.
Терпение штука хорошее, но маленькое.
Решил я кардинально поменять что-нибудь.
Пробовал понижение напряжения, однако
производительность менялась не в прямой
зависимости от шумовых характеристик - это,
конечно, не дело. В итоге пришла в голову
мысль сменить подшипник качения на втулку
из другого вентилятора, благо таких у меня
немало. Немного помучившись с
вытаскиванием исходного подшипника, решил
сделать по-другому. Снял верхнюю часть
подшипника, очистил внутренности от
смазочных материалов при помощи White Spirit,
засушил и залил, аккуратно, СуперКлеем. В
итоге подшипник превратился из "качения" в
"скольжения". Опять-таки засушил,
смазал, собрал - теперь шумел только воздух,
скорость "нового" вентилятора
колебалась от 2010- 2090, зато стало несколько
тише. Вот такая несложная модификация. Потом вспомнил про одну интернет-статью,
где упоминалось о предпочтении подшипника
скольжения. Идея воплотилась в жизнь, и,
можно сказать, удачно. Но на этом я
не остановился - сменил 35-миллиметровый
TFD-8035L12C на вентилятор, тоже титановский,
TFD-8025 L12S, попроще, подешевле,
стандартные обороты в районе 2000 rpm.
Поставил: температура та же, шума еще
меньше. Все-таки, как мне кажется,
сказывается бОльший угол наклона лопастей
у 35-мм модели. Позже, спустя несколько недель,
откопал свой старый вентилятор от Volcano 6 (около
4500 rpm). Проделал с ним те же действия. Результат,
правда, не сильно порадовал. Цель была
достигнута - вентилятор снова в рабочем
состоянии - однако 4500 оборотов в минуту для
60х60х25 вентилятора дают о себе знать. Однако,
если вы глухой или любитель послушать что-нибудь
в духе Slipknot или KoЯn (прям как я), то это для
вас не будет помехой. Схема
подшипников в вентиляторе
Общее строение подшипника качения изображено на схеме (in
parts). Для всех проведенных действий мне понадобились: пинцет, маленькая отвертка, иголка, канцелярский резак –для вынимания подшипника, ватные палочки. Причем один вентилятор я сделал с выниманием подшипника, другой же вентилятор я не «мучил» и сделал все «на месте».
-
Снимаем верхнюю крышку подшипника: для этого иголкой вынимаем стопорное кольцо(1), затем той же иголкой снимаем крышку(2). Процедура «ювелирная»- делать все желательно при хорошем освещении, «прямыми руками».
-
Удаляем остатки смазки с внутренних частей – внутренней втулки(3) и коронки(4). Я для этого прямо на них капнул White Spirit. После сушим это с помощью ватных палочек. Главное обезжирить хотя бы верхнюю половину подшипника.
-
Ждем пока все высохнет. Для торопливых придуман фен.
-
Затем заливаем пространство между внешней(5) и внутренней(3) втулками. Главное, чтобы клей не попал внутрь детали(3). Потому как ось крыльчатки находится в непосредственном соприкосновении со втулкой(3).
-
Опять же сушим. Здесь торопиться не надо. После окончательного засыхания можно поставить на место крышку(2) и кольцо(1), хотя и не обязательно.
-
Смазываем жидкой смазкой, собираем вентилятор. Проверяем.
Так как подшипник качения жестко зафиксирован, то все необходимые действия проводятся на месте. Можно, конечно, вынуть его, но затем его надо будет фиксировать.
Опять же необходимо исходить из
конкретного вентилятора, однако
большинство из них на 99% схожи. Принцип был
изъяснен - ДЕРЗАЙТЕ. Как было подмечено
одним человеком: "это ж вторая
жизнь для убитых шариковых вентиляторов! :).
" Думаю смысл объяснять не надо.
Автор: Володькин (aka Sex Artist)
Источник: www.hardwareportal.ru
|