Externet VPN: технология новой бизнес-модели
Современный телекоммуникационный рынок предлагает пользователю множество решений, призванных сделать различные типы связи более доступными, удобными и надежными. Сегодня одной из самых
интересных новинок считается сервис Externet VPN.
Неизбежное следствие технологического прогресса — увеличение пропускной способности каналов передачи данных — вызвало динамичное развитие альтернативных телефонных сетей типа VoBB (Voice over
Broadband): Vonage, Externet, Tario, Telphin и прочих. Успех сервиса Skype значительно изменил представление людей о телефонии, а абонентская база Skype была фактически оценена более чем в $80 в
пересчете на одного пользователя. Можно утверждать, что если ранее сверхзадача операторов рынка телекоммуникаций заключалась в том, чтобы обеспечить и эксплуатировать канал до пользователя, а услуги
связи скорее покупались, чем продавались, то с развитием транспортных технологий и распространением широкополосных сетей передачи данных инсталлировать канал до нового абонента уже не является столь
серьезной проблемой. Стоимость самого транспорта постоянно снижается, и потребитель все чаще принимает решение, руководствуясь стоимостью комплексного операционного обслуживания и спектром
предоставляемых услуг. Благодаря замене коммутаторов современные технологии позволяют увеличить производительность каналов передачи данных, избавить свитчи от логических функций и ввести в
эксплуатацию любые сервисы по более низкой цене, чем стоимость, предусмотренная существующей инфраструктурой.
Интернет как транспортная среда полностью удовлетворяет потребности пользователей, а потенциал беспроводной и оптоволоконной связи перекрывает их с лихвой. Вполне логично выглядит решение
интегрировать телекоммуникационные сети с единой сетью передачи данных, объединенной с Интернетом, — это способствовало бы унификации и развитию дополнительных сервисов. Однако большинство операторов
не готово сделать столь значительные инвестиции в инфраструктуру, вот почему возникает потребность в обеспечении совместимости новых услуг и технологий со старыми, а процесс перехода от простого
«позвонить» к дополненному многочисленными сервисами комплексному телекоммуникационному решению усугубляется серьезными технологическими проблемами.
Совершенно очевидно повсеместное распространение глобальной системы нумерации. В виду того что большинство существующих систем нумерации цифровые, а символьный набор почти на всех абонентских
устройствах неудобен, глобальная система нумерации будет, скорее всего, цифровой. Централизованное управление логикой работы и коммутацией на смешанных сетях сделает возможным появление
унифицированных интеллектуальных услуг на сетях разных операторов, независимо от технологии и способа присоединения абонентских устройств, что, разумеется, только на руку конкретному пользователю,
для которого, по большому счету, абсолютно не важна суть решения, но критична функциональность.
С помощью глобальной системы нумерации и центрального управления потребители теоретически смогут самостоятельно управлять не только исходящими вызовами, но и входящими, без привязки к сети и/или
абонентскому устройству конкретного оператора. Большое количество знаков в номере глобальной системы нумерации вызовет потребность в частных укороченных системах нумерации для всех типов устройств на
любых сетях разных операторов, а также необходимость синхронизации записных книжек различных оконечных устройств, используемых одним абонентом. Очевидно, что мультисервисные сети будут вытеснять
обыкновенные; данные, голос, видео — все должно передаваться по одному каналу. Возрастет значение потребительской аудитории, и неизбежно появятся операторы, имеющие бизнес-модели, ориентированные на
привлечение клиентов с помощью бесплатных сервисов. Основные деньги планируется зарабатывать на специализированных потребительских сервисах, рекламе, а также на умении заинтересовать
покупателя.
Сегодня новые технологии порождают новый подход к бизнесу, в котором формирование аудитории важнее дохода. Так, почти все софтфоны предлагают бесплатные звонки с компьютера на компьютер, а
некоторые (Externetplus) — даже бесплатные звонки в любой город мира. Другой пример: предоставление в сети Externet, помимо базовой услуги Externet VPN, дополнительных бесплатных сервисов
(телеконференция и перевод звонка). Сервис-провайдеры начинают понимать: сегодня лучше отдать все, что можно, бесплатно и привлечь потребителя, а так называемый killer application (сервис для
получения дохода) обязательно появится позже.
Externet VPN — это сервис для компаний с несколькими офисами. С его помощью абонент может напрямую звонить сотруднику другого офиса (даже расположенного в другом городе) по короткому номеру.
Сервис работает со всеми типами офисных АТС, в том числе аналоговыми. Эта технология запатентована и, по прогнозам экспертов, может быть скопирована не ранее 2007 года.
Externet VPN представляет собой единый план коротких номеров сотрудников организации (2-, 3-, 4- или 5-значных). Набрав несколько цифр на телефоне, все сотрудники организации могут автоматически
дозвониться до любого другого сотрудника в любом офисе компании, минуя секретаря. Все, что для этого требуется, — сформировать единый список номеров сотрудников и разослать его по офисам
компании.
Вообще говоря, хорошо налаженное горизонтальное взаимодействие между сотрудниками разных офисов — непременное условие нормального функционирования организации. Результативность бизнес-процессов
зависит от удобства и стоимости коммуникаций. Повысить эффективность взаимодействия сотрудников можно за счет организации быстрого прямого дозвона, создав единый план нумерации либо на IP-, либо на
цифровых АТС.
Ситуация, когда все офисы компании являются крупными, наблюдается редко. Как правило, цифровые АТС находятся в головных организациях, а филиалы пользуются аналоговыми станциями.
Офисные АТС с функцией IP появились сравнительно недавно, но пока не получили в России широкого распространения. Операторы не умеют подключать абонентов через IP. Для введения единого плана
нумерации необходимо или поставить IP-плату расширения, или поменять АТС, что дорого и не всегда целесообразно. Создать единый план нумерации на офисных цифровых, IP- и аналоговых АТС можно через
подключение к глобальной голосовой сети Externet. Технология Externet VPN позволяет объединить планы нумерации без замены существующих АТС. Для этого желательно сделать внутренние номера
сотрудников всех офисов разными. В случае если номера повторяются, вводится виртуальный план нумерации, который может совпадать или не совпадать с внутренним планом номеров. Вызов по
виртуальному номеру доставляется, система снимает трубку и автоматически осуществляет донабор номера вызываемого абонента. Сигнал доставляется из офиса в офис напрямую по сети передачи данных. Голос
не проходит через телефонную сеть общего пользования, поэтому конфиденциальность переговоров выше и прослушать их сложнее. Если требуется более надежная защита от прослушивания, можно настроить
зашифрованную передачу данных по VPN.
Например (см. схему), абонент из офиса 1 (VPN-номер 201) хочет позвонить абоненту (VPN-номер 101) в офисе 2.
Абонент офиса 1 со своего телефонного аппарата набирает код выхода офисной АТС (к примеру, «9») на услугу Externet. АТС в офисе 1 производит соединение с FS портом Externet шлюза этого офиса.
Вызывающий абонент слышит в трубке длинный гудок (ответ голосового шлюза), далее набирает Externet VPN-номер «101» вызываемого абонента в офисе 2 и нажимает «#».
Посредством служебных данных управляющий сервер Externet получает эту информацию. Он проверяет, разрешен ли звонок абоненту. И по ранее созданной таблице абонентов Externet VPN (см. таблицу)
проводит соответствие, что при наборе номера «101» надо направить звонок на номер Externet 084560 в офис 2, а при поступлении сигнала на порт 084560 шлюзу FO этого офиса произвести тоновый набор
добавочного номера вызываемого абонента (тоже «101») на АТС офиса 2.
Желаемый VPN-номер |
Externet-номер |
Внутренний номер АТС (Externet-номер) |
Имя абонента (должность) |
101 |
084560 |
101 |
А. А. Иванов, директор, Москва |
102 |
084560 |
102 |
С. В. Петров, менеджер, Новосибирск |
103 |
084570 |
103 |
В. Ю. Смирнов, исполнительный директор, Новосибирск |
104 |
084570 |
123 |
Бухгалтерия |
105 |
084580 |
220 |
Тех. поддержка |
Таблица абонентов Externet VPN
Сервер проксирует соединение между шлюзом в офисе 1 и шлюзом в офисе 2. Шлюз FO офиса 2 осуществляет донабор номера вызываемого абонента АТС офиса 2. АТС, получив номер, производит соединение с
вызываемым Externet VPN-абонентом. Телефон с Externet VPN-номером «101» начинает звонить. Соединение между Externet VPN-номерами в разных офисах установлено.
С помощью веб-интерфейса системный администратор компании может самостоятельно изменять контакты и номера сервиса для всех пользователей.
Чтобы внедрить в компании и организовать единый корпоративный план нумерации для разных офисов, нужно подключиться к глобальной голосовой сети Externet.
При подключении к сервису Externet VPN через внутренние офисные АТС необходимо в каждом из филиалов иметь (установить) оборудование FS/FO (см. схему, офис 1)
либо два комплекта оборудования: один FS (подключается к внешним соединительным линиям офисной АТС и служит для организации исходящей связи из офиса) и один FO (подключается к внутренним линиям
офисной АТС и используется для согласования добавочных номеров офисной АТС и Externet VPN-нумерации, а также для организации входящей связи в офис) (см. схему,
офис 2).
При наличии DISA-платы на офисной АТС следует использовать FS-шлюз (см. схему, офис 4). Если в каком-то из офисов имеется прямое подключение к Externet через
FS (без офисной АТС), то внедрение Externet VPN для такого офиса не требует замены оборудования (см. схему, офис 3).
Следующий этап на пути повышения эффективности взаимодействия сотрудников — интеграция корпоративной телефонной системы с мобильными телефонами. Проект Externet позволяет объединить фиксированную
и мобильную сети связи с сетями передачи данных и Интернетом.
Итак, благодаря новым технологиям наступил «золотой век» в развитии коммуникаций. Теперь от каждого оператора зависит, каким образом распорядиться богатым технологическим наследием, чтобы сделать
коммуникации удобнее, качественнее и доступнее
Автор: Евгений Патий, Елена Герасимова
Источник: electronica.finestreet.ru
|