Internet-телевидение
Юрий Кондратенко
Несмотря на весьма быструю адаптацию телеканалов к Internet-среде, чему свидетельство
появление www.cnn.com,
а в наших краях www.podrobnosti.ua
и www.1tv.ru, подходы к
предоставлению информации на этих сайтах различаются. Чаще всего дело ограничивается
потоком новостей или цифровой копией популярной программы. На сегодняшний день,
не считая региональных проектов в южноазиатских странах, пользователю, располагающему
широким каналом, качественный видеоконтент предлагается искать либо в одноранговых
сетях, либо получать на информационных сайтах в ограниченных количествах.
И это при том что попытки конвергенции Internet и телевидения в режиме реального
времени были. Более того, именно подобный исход событий неоднократно обещался
как доткомами-однодневками, так и фирмами с весьма солидными капиталами. Эйфория
началась в 1999 г., когда первого апреля Yahoo! сообщила о приобретении компании
Broadcast.com за 5,7 млрд. долл. Информационная справка: сегодня рыночная капитализация
Yahoo! совместно с недавно купленной Overture Services составляет 20 млрд., а
Broadcast.com в составе родительской компании может похвастаться ежегодными доходами
аж в 20 млн. долл.
После приобретения, сделанного Yahoo!, другие игроки на рынке заметно оживились. Microsoft в рамках своей провайдерской деятельности представила платформу WebTV, которая, согласно первым пресс-релизам, должна была радикально изменить телевизионный мир, повернув его в сторону интерактивности. Крупнейший провайдер США, в то время только начавший ощущать конкуренцию со стороны Microsoft, решил не мелочиться и приобрел один из крупнейших медиаконцернов планеты, после чего стал называться AOL Time Warner, заполучив в свою собственность телеканалы CNN, Cinemax, Comedy Central, HBO, TNT, Warner Bros Television Net-work и некоторые другие.
Впрочем, покупка крупных телевизионных сетей -- это только игра мускулами. Даже если забыть об обещанной интерактивности и новых возможностях старого телевидения, телеканалы в Сеть особо не стремились, ссылаясь, в основном, на низкий уровень развития широкополосных соединений.
Из крупных игроков первые шаги предприняла все та же Yahoo!. Когда в начале 2000
г. еще не отгремели фанфары по поводу крупнейшего слияния AOL и Time Warner, калифорнийский
портал запустил собственный сетевой телеканал. Yahoo! FinanceVision располагался
(обратите внимание на прошедшее время) по адресу financevision.yahoo.com и представлял
собой типичный образец финансового телеканала, ведущего вещание в режиме реального
времени. У Yahoo! в штате появились телеведущие, операторы, корреспонденты и другие
специалисты, работающие на профессиональных телеканалах. Yahoo! успела представить
бета-версию Internet-телеканала своим информационным партнерам, которым идея понравилась.
Редакционные команды сайтов Forbes, CBS MarketWatch, The Industry Standard, Red
Herring и других проектов неожиданно получили возможность "покрасоваться"
на телеэкране, пусть даже цифровом, чем внесли в телевещание Yahoo! желанное разнообразие.
В июне 2002 г. канал Finance-Vision был закрыт. Директорат Yahoo! решил избавиться
от рекламной зависимости и начать зарабатывать деньги самостоятельно. Телеканал
поддерживался рекламодателями, и с уходом массы доткомов финансовые потоки Yahoo!
FinanceVision иссякли. Между тем пока Microsoft, AOL и Yahoo! определялись со
стратегией касательно broadband-контента, здесь появился новый игрок.
Компания Real Networks, проект экс-сотрудника Microsoft Роба Глейзера (Rob Glaser), используя свое влияние на рынке сетевых мультимедиа-продуктов, запустила проект RealOne SuperPass, продавать контент для которого согласились некоторые крупные американские телеканалы. К июлю 2002 г. сервис Real Networks, плата за который составляет $10 в месяц, насчитывал 750 тыс. клиентов. К тому времени сайт транслировал новости CNN и ABCNews, а также спортивные репортажи лиг NBA и MLB. В августе компания намекнула на возможность создания "взрослого" платного телевидения, однако пока эта идея воплощения не нашла. В июле 2003 г. количество платных подписчиков превысило 1 млн. клиентов, однако особого прироста больше не наблюдалось.
За исключением опыта Real Networks полноценные цифровые трансляции в Internet
пока еще остаются недостижимыми для многих сетевых пользователей. В марте этого
года свой broadband-сервис запустила вездесущая Yahoo!, однако после тестовой
фазы, если верить ее руководству, проект Yahoo! Platinum не оправдал надежд и
"преподнес полезные уроки" калифорнийской компании. Определенная активность
наблюдается в секторе аренды цифрового
видео, и остается только надеяться, что после выхода в Сеть полнометражных
цифровых фильмов до появления полноценных информационных и развлекательных Internet-каналов
будет рукой подать.
|