Первый взгляд на новый Windows Longhorn
Источник: ExtremeTech
Автор: Loyd Case
Перевод: Владимир Володин
Этот обзор основан на предварительной версии операционной системы
следующего поколения от компании Микрософт. Эта версия дает представление
лишь о части функций, которые будут в конечной версии. Код системы еще
далек от окончательного и может содержать довольно много изменений и
исправлений. Вероятно, у окончательной версии будет более высокая
производительность. Официально выход конечной версии Longhorn намечен на
2006 год.
Longhorn - это кодовое название операционной системы следующего
поколения от Микрософт. Сейчас это самый грандиозный проект компании с
момента разработки первой версии Windows NT. Микрософт собирается
реализовать в операционной системе большой набор новых технологий.
Некоторые из них включены в предварительную версию, которую мы и
рассматриваем.
Из-за грандиозных планов Микрософт выход Longhorn произойдет не раньше
2006 года. Именно по этой причине компания собирается выпустить второй
сервис-пак для Windows XP, который должен добавить некоторые элементы
Longhorn, особенно в области безопасности.
Основные особенности Longhorn:
- Улучшенная система безопасности, основанная на технологии NGSCB (см.
материалы о технологиях безопасности NGSCB и LaGrande на нашем сайте).
- Новая файловая система WinFS, основанная на технологиях реляционных
баз данных (кроме нее будет поддерживаться и NTFS).
- Новые технологии пользовательского интерфейса, основанные на
DirectX, а не на стареющем интерфейсе GDI. Каждое окно в новой системе
будет 32-битным трехмерным объектом.
- Новый интерфейс и подсистема его проектирования, получившая название
Avalon, основаны на языке XAML (расширяемый язык разработки приложений).
- Новая коммуникационная архитектура под названием Indigo - встроенная
расширенная версия Микрософт .NET.
Мы взглянем на WinFS, увидим, как работают некоторые встроенные
приложения, и пройдемся по основным особенностям постоянно развивающегося
интерфейса. Следует отметить, что окончательная версия пользовательского
интерфейса еще не разработана. Мы были разочарованы, когда обнаружили, что
аппаратно ускоренные 3D-окна и новая коммуникационная архитектура в
предварительной версии не реализованы.
Установка Longhorn
Мы установили предварительную версию в системе на базе процессора
Pentium 4 3.2 ГГц с материнской платой Asus P4C800-Е (чипсет Интел 875P).
На компьютере был установлен жесткий диск Maxtor ATA емкостью 200 ГБ, со
скоростью вращения 7200RPM и рекордер HP DVD300i DVD+RW. Другие аппаратные
средства: 1 ГБ памяти DDR400, звуковая карта Sound Blaster Live 5.1 и
GeForceFX 5900 Ultra с буфером 256 MБ.
Предварительная версия Longhorn была представлена Микрософт на
последней конференции для разработчиков в Лос-Анджелесе. Она поставляется
в небольшом черном чехле, который выглядел так, как обычно предлагает свои
продукты компания Apple.
Мы открыли эту "небольшую черную книгу" с некоторым трепетом. Некоторые
характеристики операционной системы следующего поколения звучат очень
впечатляюще, но, как программа, версию которой пока даже нельзя назвать
альфа, она вызывает опасение. Установится ли, а если и установится, что
будет с компьютером?

Не смотря на то, что версия предварительная, ее размеры впечатляют.
Судите сами, поставляется система на DVD, а не на CD. Полный пакет
занимает больше пяти гигабайт на диске. Установка оказалась очень простой,
все аппаратные средства были обнаружены и установлены правильно. Мы
отметили, тем не менее, несколько интересных фактов:
- Longhorn установил для карты GeForceFX драйвер 45.23, после чего мы
сами без проблем установили более новую версию драйверов: 52.16.
- В операционную систему встроен DirectX 9.0 (не 9.0a или 9.0b). Мы не
смогли его обновить, так как установщик 9.0b сообщал, что мы пытаемся
произвести установку в неподдерживаемой операционной системе, и завершал
работу.
- Присутствует активация продуктов Windows. Это нас уже не удивило.
- Интерфейс пользавателя можно описать как немного расширенную версию
интерфейса Windows XP. Единственное заметное отличие - полоса меню, о
которой мы скажем дальше.
Система загружалась значительно дольше, чем Windows XP, но неизвестно,
сколько времени будет происходить загрузка окончательной версии.
Один из первых моментов, на который мы посмотрели в первую очередь, -
как Windows устанавливает новые аппаратные средства. Хотя здесь и
присутствует менеджер устройств, подобный существующему, Longhorn по
другому представляет установленные устройства.

Рабочий стол и полоса меню
На первый взгляд, рабочий стол напоминает немного измененную версию
рабочего стола Windows XP. Микрософт убеждает, что это просто макет,
который будет абсолютно другим в конечной версии интерфейса пользователя.
Тем не менее, полоса меню будет присутствовать в окончательной версии
Longhorn как компонент по выбору. Это обновленная версия панели задач. В
полосе меню находится то, что обычно представлено в панели задач. Конечно,
добавлено немного дополнительных зрительных эффектов. Самый бросающийся в
глаза - часы со стрелками и красивый календарь.


Полоса меню - это место, где могут выполняться небольшие динамичные
приложения. Например, у нас там демонстрировалось поставляемое с системой
слайд-шоу и раскрытый список контактов.
Полоса меню не закреплена на экране, она подобно панели задач может
прикрепляться к какой-то стороне экрана, ее размер можно изменять и
задавать режим, при котором она будет убираться с экрана.
Теперь давайте поговорим о связи. Здесь мы встретили несколько проблем.
Соединение с интернет и получение IP адреса от локального DHCP сервера
прошли без проблем, как вы можете видеть на копии экрана с главной
страницей ExtremeTech.

В этой версии Internet Explorer добавлено несколько новых возможностей,
среди которых блокировка всплывающих окон и менеджер загрузки. Так что,
если загрузка демо-версии игры объемом 450 МБ прервется на отметке 400 MБ,
вы сможете безболезненно продолжить процесс. Возможно, эти функции
появятся в SP2.
Но мы не смогли соединиться по сети с другим компьютером. Решение этой
проблемы оказалось очень простым. Чтобы улучшить безопасность, Микрософт
при соединении с интернет по умолчанию использует встроенный firewall. Как
только мы его выключили, соединение с другими компьютерами стало
устанавливаться без проблем, причем, под управлением разных операционных
систем.
Изображения, музыка, и запись CD
Нас нисколько не удивило, что Longhorn поставляется c программой Media
Player 9. С каждой версией Windows работа с изображениями, видео и
звуковыми файлами все более плотно встраивается в систему, Longhorn не
стала исключением. Это выглядит, как естественная эволюция Windows XP.

Если вы посмотрите на контекстное меню на следующей копии экрана, то
увидите, что его содержание разное для разных типов файлов. Например,
пункт меню Add to playlist (добавить в список воспроизведения). Возьмем
это на заметку и зайдем в папку с изображениями.
Как вы можете видеть, цветовая схема совсем другая. Контекстное меню
тоже отличается. Предлагаемый список действий гораздо обширнее того, что
сейчас представлено в XP. Например, здесь добавлены команды редактирования
изображение и ряд совсем новых команд, таких как Find more photos of this
person (найти больше фотографий этого человека) и "Make a photo movie"
(создать видеофрагмент из фотографий). Но когда мы попробовали выполнить
последнюю функцию, то получили сообщение о том, что эта команда еще не
реализована.

Возможность предварительного просмотра изображений очень похожа на
немного приукрашенный аналог из Windows XP. В качестве дополнительных
функций в режиме просмотра появилась возможность обрезать часть
изображения, настраивать уровни и устранять эффект красных глаз. Когда вы
выполняете какое-либо действие, система показывает вам два варианта: до
его выполнения и после.

При наведении курсора мыши на файл с изображением, система показывает
его увеличенную копию.

Одна из новых функций - переменный размер иконок в зависимости от
размера папки. Если вы щелкнете на увеличительном стекле в верхней части
окна, то получите возможность изменить размер иконок в окне так, чтобы
удобно было просматривать уменьшенные копии изображений. Вы также можете
выбирать количество иконок, которое показывается на одной странице.
WinFS
Наша следующая тема - новая файловая система WinFS. Это реляционная
база данных, которая позволяет легко находить, сортировать и
перераспределять файлы. Это удобнее, чем поиски файлов в других файловых
системах стандартными средствами Windows.
При установке Longhorn создает сетевую папку defaultstore. Это
позволяет вам работать с WinFS, как с обычной файловой системой. Если вы
выделите группу файлов и перетянете ее на эту папку, то после этого вы
сможете сортировать их по различным критериям. WinFS пытается
классифицировать файлы по атрибутам, которые она сама находит.
Например, мы перетащили в defaulstore папку, в которой было около 190
снимков. После этого система дала возможность просматривать файлы и
сортировать их даже по характеристикам самих изображений, например, по
размеру картинки, а не только по стандартным атрибутам файлов. Для поиска
вы можете создавать и запросы, использующие конструкции SQL. Более
подробно о WinFS вы можете прочитать на сайте разработчика Longhorn.
Теперь плохие новости: эта реализация WinFS очень медленная и содержит
ряд ошибок.
Мы не хотели критиковать Longhorn, но мы работали на Pentium 4 3.2 ГГц
с 1 ГБ памяти и быстрым жестким диском. Для копирования 320 МБ изображений
в defaultstore системе понадобилось 45 минут. Возможно, Микрософт до
выхода финальной версии решит эту проблему.
Позже мы столкнулись с еще одной проблемой. Папка defaultstore
становится недоступной после попытки доступа с неправильным паролем. Мы
так и не смогли получить доступ к базе данных. В системе мы не нашли ни
одной утилиты или функции для восстановления баз данных. Мы, конечно же,
надеемся, что Микрософт сделает WinFS более устойчивой и обеспечит
пользователей инструментальными средствами для исправления баз данных.
Запись CD, Athlon 64 и кое-что еще
Эта версия Longhorn не имеет встроенных возможностей работы с DVD+RW.
По крайней мере, здесь реализована полная поддержка CD-RW, причем, это
сделано более удобно, чем в Windows XP.

Предварительная версия Longhorn поставляется и в 64-разрядном варианте,
поддерживающем линейку 64-разрядных процессоров AMD. У нас была
возможность установить эту версию на нашем компьютере с процессором
Athlon64 FX-51. Тестов и сравнения производительности 64 и 32-разрядной
версии мы не проводили, так как любая попытка сделать какие-либо выводы о
производительности будущей системы, по предварительной версии, практически
бессмысленна. Во всяком случае, 64-разрядная система выглядит и ведет себя
точно так же, как 32-разрядная версия Longhorn.
После этого мы попытались установить игру Halo от Микрософт.
Обнаружился такой казус: игра той же компании, что и будущая операционная
система, потребовала DirectX 9.0b, а эту версию, как вы уже читали, мы
установить не смогли. В результате, мы попробовали другую игру.

Tron 2.0 выглядел достаточно хорошо, и игра работала без какого-либо
замедления.
Выводы
На таком раннем этапе трудно сделать какие-нибудь окончательные выводы.
Знакомство с Longhorn было похоже на ознакомление с материалами научного
проекта. Система начинает понемногу принимать форму, и то, что мы видели,
выглядит многообещающе. Также ясно, что большая часть системы все еще
дорабатывается.
Хотелось бы поскорее увидеть прогресс в этой области и решение проблем
с восстановлением баз данных и увеличение скорости работы с ними.
Компания Микрософт так анонсировала аппаратно ускоренный интерфейс, что
мы разочаровались, обнаружив, что он еще не реализован.
Ясно, что у Микрософт еще много работы над операционной системой.
Перенос сроков выхода на 2006 год - это хорошая идея. Есть надежда, что
компании хватит времени на вылавливание и исправление ошибок и повышение
производительности. Еще одна положительная сторона задержки в том, что
производители компьютеров как раз успеют повысить производительность
аппаратных средств так, чтобы замедление в работе операционной системы не
чувствовалось. Прогресс неотвратим, и сегодняшние компьютеры высокого
уровня будут начальным уровнем в 2006. Даже если Микрософт не увеличит
производительность системы, возможно, тогда это не будет большой
проблемой.
|