Windows Vista: рекомендации по первичной оптимизации
30 января 2007 года в розничную продажу поступила многообещающая операционная система Microsoft Windows Vista. Как и ожидалось, с рядом полезных нововведений (а их действительно много) мы получили ряд новых проблем (уж сколько их — не считали). Потому как перехода на Vista избежать все равно не удастся, путь хайтек-самурая один — как следует подготовиться и встретить долгожданную ОС во всеоружии. Мы расскажем, с чего следует начинать приручение Windows Vista: познакомим с основами тонкой настройки и оптимизации.
1. Активация аккаунта администратора
Если после установки Windows Vista надеетесь сразу приступить к полноценной работе, то смеем огорчить — доступ к некоторым папкам (причем не только на «изменение», но и на банальное «чтение») и настройкам по умолчанию заблокирован. В основном это системные папки в директориях Windows и ProgramData, а также большинство папок в директории профилей — Users. Для рядового пользователя доступ к этим папкам, скорее всего, не понадобится, так что те, кому это не критично, могут пропустить данный пункт.
|
Активация аккаунта администратора |
Если в Windows XP по умолчанию была отключена только учетная запись «Гость», то в Windows Vista отключена также и учетная запись «Администратор». При первом входе в операционную систему пользователь указывает имя, которое по традиции должно сразу получить полный доступ как имя аккаунта администратора, но даже несмотря на то, что это имя (например, UserVasya) будет входить в группу «Администраторы», его права будут изрядно ограничены.
Для того чтобы активировать учетную запись «Администратор» и, соответственно, получить полные права, нужно зайти в Панель управления — Администрирование — Управление компьютером — в левом списке выбрать Локальные пользователи и группы — в правом выбрать Пользователи (Control Panel — Administrative Tools — Computer Management — Local Users and Groups — Users). Далее, нажав на учетную запись «Администратор (Administrator)» правой кнопкой, в контекстном меню выбрать «Свойства (Properties)» и убрать галочку с пункта «Отключить учетную запись (Account Is Disabled)». Там же, выше, в поле «Полное имя (Full Name)» можно указать свое имя или ник (тот же UserVasya, к примеру). После перезагрузки вы сможете зайти в систему под новым аккаунтом и удалить свою старую учетную запись. Доступ получен!
Однако к некоторым системным файлам и папкам доступ, как и в Windows XP, все равно ограничен. Разрешения задаются все там же — в «Свойствах», во вкладке «Безопасность (Secuirity)», благо в Vista для изменений прав файлов или папок перезагружаться в безопасном режиме необязательно.
Внимание: известны случаи, когда разблокирование аккаунта администратора и его последующее использование после некоторых манипуляций (установки драйверов, обновлений системы, language pack и пр.) приводило к некорректной работе Windows Vista (перестают закрываться окна, невозможно получить доступ к некоторым настройкам и службам в «Администрировании» и т.п.). Поэтому не спешите удалять аккаунт, который использовали до разблокировки учетной записи «Administrator». Чтобы проверить стабильность ОС в администраторском аккаунте, зайдите в «Панель управления», переключитесь в классический режим просмотра (Switch to Classic View) и посмотрите — у всех ли значков есть внизу подписи, как-то: «Язык и региональные стандарты (Regional and Language Options)», «Звуки и аудиоустройства (Sounds and Audio Devices)» и другие. Если какой-то значок «потерял» подпись — это явный признак будущих ошибок операционной системы (если же все подписи на месте — ошибок, связанных с активацией администраторской учетной записи, гарантированно не будет). Исправить ошибку при активации аккаунта администратора поможет переустановка ОС (восстановление с диска или бэкапа — не поможет) или использование любых аккаунтов, созданных до разблокировки учетной записи администратора (доступ, как уже говорилось выше, можно изменять в свойствах того или иного файла или папки). Настоятельно рекомендуется активировать аккаунт администратора сразу же после «чистой» установки Windows Vista.
2. Отключение Hibernation — режима сна
В Windows Vista, помимо прочего, канули в лету ждущий и спящий режимы, теперь они объединены в один режим — режим сна. Теперь при переходе в режим гибернации система выдаст запрос «Сохранить все открытые документы и приложения?». Если ответите утвердительно — сможете продолжить работу даже после отключения питания компьютера (аналог спящего режима; файлы сохраняются и в оперативной памяти, и на жестком диске — если питание компьютера прекращено не будет, данные будут восстановлены из оперативной памяти, что займет совсем немного времени, а если сбой все-таки будет — данные восстановятся с жесткого диска, хотя и придется подождать какое-то время завершения этого процесса). Впрочем, если ответите системе категоричное «Нет» — файлы все равно будут сохранены, правда, только в оперативную память, поэтому при отключении питания вы лишитесь несохраненных данных навсегда.
|
Отключение Hibernation — режима сна |
Большинству режим гибернации вряд ли понадобится, так что имеет смысл очистить зарезервированное под временное хранение файлов место, примерно равное объему ОЗУ (помните, что 1 Гб = 1024 Мб, 2 Гб = 2048 Мб; место резервируется сразу, при первом запуске). Проследуйте в меню Пуск — Программы — Стандартные — Служебные — Очистка диска (Start — Programs — Accessories — System Tools — Disk Cleanup), выберите системный диск с Windows Vista, дождитесь сбора данных, выделите галочкой пункт «Очистка файлов гибернации режима гибернации (Hibernation File Cleaner)» и подтвердите решение.
Внимание: данная процедура удалит файл hiberfil.sys, находящийся в корне диска с установленной Vista, и полностью отключит режим гибернации.
3. Ускорение меню «Пуск»
То, с какой скоростью работает меню «Пуск (Start)» в неклассическом режиме, вас, скорее всего, не устраивает. Исправить проблему можно, не лишая себя графических изысков:
а) Щелкнуть правой кнопкой на «Панели задач» или на самом меню «Пуск», в контекстном меню выбрать пункт «Свойства (Properties)», перейти во вкладку меню «Пуск (Start Menu)», нажать «Настроить... (Customize...)», найти строчку «Выделять недавно установленные программы (Highlight newly installed programs)», снять с нее галочку и сохранить изменения.
б) Заходим в редактор реестра (команда regedit в диалоге «Выполнить (Run)»), перемещаемся в ветку HKEY_CURRENT_USER/Control Panel/Desktop и изменяем значение ключа MenuShowDelay с «400» на «0».
Примечание: все это имеет смысл только при использовании меню «Пуск» в режиме, предлагающемся Windows Vista по умолчанию, а не в режиме «Классическое меню «Пуск».
4. Оптимизация работы жестких дисков
Оптимизация HDD в Windows — это запись небольших системных файлов в кэш на жестком диске, вследствие чего время доступа к этим файлам заметно сокращается. Эта опция знакома еще со времен Windows XP, но если в XP она была изначально включена, то в Windows Vista оптимизацию жестких дисков посчитали лишней и по умолчанию она отключена. Исправляем сие безобразие!
|
Оптимизация работы жестких дисков |
Проходим в Панель управления — Система — Диспетчер устройств (Control Panel — System — Device Manager), раскрываем ветку «Дисковые устройства (Disk Drives)», заходим в свойства жесткого диска (если жестких дисков несколько — повторяем операцию, описанную ниже, в свойствах каждого), перемещаемся во вкладку «Политика (Policies)» и ставим галочки на пунктах «Включить кэширование записи на диск (Enable Write Caching on the disk)» и «Включить дополнительную производительность (Enable Advanced Performance)», жмем ОК. Дальше в этом же «Диспетчере устройств» раскрываем другую ветку — «Контроллеры IDE ATA/ATAPI (IDE ATA/ATAPI Controllers)» и в свойствах всех каналов ATA (ATA Channel 0, ATA Channel 1 и т.д.) во вкладке «Дополнительные настройки (Advanced Settings)» проверяем, стоит ли галочка на «Включить DMA (Enable DMA)». Если не стоит — ставим и сохраняем изменения. Эффект почувствуете после перезагрузки.
5. Активация ReadyBoost на неподдерживаемых устройствах
ReadyBoost — нововведение Windows Vista, предназначенное для увеличения производительности системы. С помощью новой технологии пользователи могут использовать USB-накопители, флэш-карты (любых форматов, поддерживаемых вашим кард-ридером) как дополнительное пространство для кэширования системных файлов и файлов приложений (грубо говоря, съемная «оперативная память» — в кавычках, потому что реальная оперативная память все-таки дает куда лучший эффект).
Для пользователей Vista с 512 Мб ОЗУ использование флэш-драйвов объемом от 1 Гб в режиме ReadyBoost даст существенный прирост производительности (в первую очередь это заметно в играх). Пользователи с 1 Гб оперативной памяти получат уже более скромный прирост, а счастливые обладатели двух гигабайт оперативки вообще могут не заметить каких-либо изменений — независимо от объема устройства под ReadyBoost и его технических характеристик. Так что если у вас 512 Мб или 1 Гб ОЗУ, то вам имеет смысл воспользоваться «бесплатной» возможностью увеличить быстродействие Windows Vista.
Плохо одно — перед началом использования ReadyBoost операционная система тестирует устройство на соответствие некоторым техническим требованиям (тест состоит в следующем: 4 Кб произвольных чтений на скорости 2,5 Мб/сек и 512 Кб произвольных записей на скорости 1,75 Мб/сек), и есть вероятность, что Vista не одобрит ваш «драйв».
|
Активация ReadyBoost на неподдерживаемых устройствах |
Решение проблемы существует — подключаем устройство, заходим в «Мой компьютер (My Computer)», щелкаем по нашему девайсу правой кнопкой, в контекстном меню находим пункт «Свойства (Properties)». Далее во вкладке ReadyBoost ставим галочку на «Остановить тестирование устройства при подключении (Stop retesting this device when I plug it in)», отключаем устройство. Заходим в реестр (это можно сделать, набрав в меню Пуск — Выполнить (Start — Run) команду «regedit» без кавычек), находим ветку HKEY_LOCAL_MACHINE/SOFTWARE/Microsoft/Windows NT/CurrentVersion/EMDgmt, там находим подпапку с названием устройства, которому нужно разрешить ReadyBoost, и в этой папке изменяем значения следующих ключей — Device Status = 2, ReadSpeedKBs = 1000 и WriteSpeedKBs также задаем значение 1000. Подключаем устройство, заходим в свойства, переходим во вкладку ReadyBoost и выбираем «Использовать это устройство (Use this device)», а ниже ползунком задаем объем, который не жалко потратить на кэш. Радуемся. Стоит отметить, что реальный прирост производительности можно заметить только на относительно быстрых флэш-устройствах, а использование в качестве устройства ReadyBoost внешних жестких дисков в силу большого количества времени, затрачиваемого на произвольный доступ, вообще не даст практически никакого прироста.
6. Отключение автоматической остановки жёстких дисков
Ну и напоследок — многих раздражает, что в Windows Vista жесткие диски то останавливаются, то начинают крутиться вновь, создавая лишний шум. Для экономии электроэнергии ОС в случае простоя отключает HDD через определенное время (по умолчанию — 20 минут). Без дополнительной настройки происходит следующее: через 20 минут HDD отключаются, еще через 20 — запускаются вновь, и так по кругу, что, конечно же, не всех устраивает, хотя функция вроде бы полезная. Дабы утихомирить жесткие диски в Vista раз и навсегда, отключим следующие службы (службы отключаются, как и раньше, в Панели управления — Администрирование — Службы (Control Panel — Administrative Tools — Services) или же по команде «services.msc», набранной в меню Пуск — Выполнить (Start — Run):
SSDP Discovery
Volume Shadow Copy
Windows Search
|
Отключение автоматической остановки жёстких дисков |
Стоит упомянуть, что отключение службы Volume Shadow Copy сделает невозможным использование функции «Восстановление системы».
Также не лишним будет настроить службу индексирования. Зайдите в Панель управления — Параметры индексирования (Control Panel — Indexing Options), нажмите «Изменить (Modify)» и уберите галочки в верхнем окне с тех объектов, индексирование которых вам не нужно; если убрать все галочки, служба индексирования будет отключена. И, да, не забудьте настроить временной промежуток, по истечению которого с учетом того, что система простаивает, жесткие диски будут самоостанавливаться: Панель управления — Электропитание (Control Panel — Power Options), выберите одну из трех схем электропитания, нажмите «Изменение параметров плана (Change plan settings)», далее нажмите «Изменить дополнительные параметры питания (Change advanced power settings)» и во вкладке «Жесткий диск (Hard Disk)» настраивайте время — задается в минутах; значение «0» означает, что жесткие диски никогда не будут останавливаться.
***
В данной статье были рассмотрены самые важные и необходимые на первое время настройки новой операционной системы Microsoft. Банальные настройки (вроде изменения объема файла подкачки, отключение UAC и пр.), настройки внешнего вида (изменения размера иконок, настройка диалога Alt+Tab) и опции, знакомые нам по Windows XP (а это практически все опции Windows Vista за исключением новых функций и приложений — интерфейс Aero, Windows Calendar, Windows Collaboration, Windows Sidebar и т.д.) рассмотрены не были. Также не были рассмотрены многочисленные варианты оптимизации новых Internet Explorer 7 и Windows Media Player 11 — это темы для отдельных статей. Экспериментируйте — и у вас все получится!
P.S. В связи с изменением диалога завершения работы (представляет собой выпадающее меню, состоящее из пяти пунктов — «Сменить пользователя», «Завершение сеанса», «Перезагрузка», «Сон», «Завершение работы»; по удобству он значительно уступает аналогичному диалогу в Windows XP) у многих пользователей со временем возникает желание вывести ярлыки «Завершения работы» и «Перезагрузки» на рабочий стол или в другое более наглядное место. Сделать это очень просто — щелкнув по пустому месту в какой-либо папке или на рабочем столе правой кнопкой, выбирайте из контекстного меню пункт Создать — Ярлык (Create — Shortcut), в поле размещения объекта указывайте «%windir%\system32\shutdown.exe -r -t 0» (без кавычек) — для ярлыка перезагрузки операционной системы и «%windir%\system32\shutdown.exe -s -t 0» — для ярлыка завершения работы. Все. Позже в свойствах этих ярлыков для пущей наглядности вы сможете выбрать соответствующие иконки.
Автор: Марков Глеб
Источник: www.mobi.ru
|