Blu-ray и интерактивный контент
Технология DVD следующего
поколения сделает компакт-диск эквивалентом жесткого диска,
вот только что потребители станут делать со всей этой
емкостью? Общаться со студиями, утверждают сторонники
технологии.
Производители строят в своем
воображении такие взаимоотношения, в которых потребитель,
прежде чем просмотреть «Человека-паука» в формате с высокой
четкостью изображения, сначала загрузит и запишет на
перезаписываемую часть того же диска видеоигру или анонс
сиквела фильма. Он сможет обновлять эти игры и анонсы по мере
выхода новых версий — а также предоставит студиям возможность
делать больше прямых подач. Такую концепцию дисков Blu-ray и
видеорекордеров с широкополосным каналом связи ее сторонники
излагали во время недавнего пресс-тура.
Время покажет, бросятся ли покупатели в магазины за новыми
рекордерами с интерактивными возможностями, но пока их считают
средством достижения этой цели — что вынуждает студии
поддерживать формат Blu-ray Disc. А поддержка Голливуда может
обеспечить полную победу технологии Blu-ray в конкуренции за
право стать стандартом DVD высокой четкости изображения.
Добавление интерактивных функций — «главный фокус усилий по
разработке приложений, — говорит представитель союза Blu-ray
Disc и директор Panasonic Ричард Доерти. — Это то, в чем
заинтересованы все студии… Их цель — быть наготове к моменту
появления первых фильмов на дисках Blu-ray».
Апеллируя к киностудиям, сторонники Blu-ray Disc стараются
застолбить место на рынке, опередив конкурирующий формат HD
DVD. Соглашения с партнерами, которые смогут размещать свои
библиотеки коммерческого развлекательного контента в формате
Blue-ray, тоже ощутимо помогают сторонникам этого формата в их
усилиях по продвижению рекордеров нового поколения на массовый
рынок. Blu-ray Disc и HD DVD стремятся перехватить эстафету
домашних развлечений у DVD, которые стали одной из самых
быстрорастущих категорий в истории потребительской
электроники.
Но одному из этих форматов, вероятно, придется разделить
судьбу преданного забвению Betamax, тогда как другой станет
доминирующим, как VHS. «Очевидно, что в общих интересах иметь
один формат (DVD следующего поколения), — говорится в
заявлении президента Universal Studios Home Video Крейга
Корнблау. — Сейчас мы оцениваем спецификации и пока не
склоняемся к какому-либо решению».
Форматы Blu-ray Disc и HD DVD обеспечивают гораздо более
высокую емкость, чем современные DVD, вмещающие на двухслойный
диск до 8,5 Гбайт данных. DVD нового поколения емкостью до 50
Гбайт для двухслойного диска Blu-ray станут чрезвычайно
дешевой формой оптической памяти. Эти форматы в чем-то
подобны, но их несовместимость фрагментирует рынок и замедляет
его рост. Blu-ray Disc и HD DVD используют синий лазер, длина
волны которого короче, чем у красных лазеров, используемых в
современных DVD-плеерах, и оба они будут совместимыми с
современной технологией DVD.
На бумаге лагерь Blu-ray Disc кажется более обширным, чем
лагерь HD DVD, главными сторонниками которого являются NEC и
Toshiba. В число лидеров движения Blu-ray входят Sony,
Matsushita Electric Industrial (родительская компания
Panasonic), Royal Philips Electronics, Samsung Electronics,
Hewlett-Packard и Dell. Но друзей, похоже, никогда не бывает
слишком много — обе группы активно обхаживают киностудии.
В более общем плане обе эти новые технологии DVD — часть
более крупного общеотраслевого проекта по освобождению
цифрового контента от привязки к определенным продуктам
потребительской электроники. Цифровой контент не
ограничивается одним физическим носителем, таким как
видеокассета, и может легко переноситься с устройства на
устройство — файл МР3 переписывается с компьютера в
портативный аудио плеер, а с него на ноутбук. Такая гибкость
позволяет потребителям наслаждаться цифровым контентом новыми
удобными для них способами. Однако поставщики контента
опасались этой динамики из-за боязни пиратства и даже судились
с пользователями файлообменных сетей. И все же многие ожидают,
что индустрия развлечений перейдет на диски DVD следующего
поколения, как в свое время перешла на VHS и DVD.
Группа известных технологических компаний и киностудий уже
создала стандарт для защиты новых DVD от копирования, который
позволит копировать и просматривать фильмы высокого разрешения
в домашних сетях. По крайней мере по одному стороннику каждого
из форматов принимают участие в проекте защиты от копирования
для соблюдения требований Голливуда в части цифровых прав.
Решение этой проблемы может подготовить DVD нового поколения к
повторению успеха его предшественника.
Передача эстафеты DVD Торговля DVD-плеерами идет
очень бойко, и по прогнозам объем их продаж достигнет 110 млн
штук. Но гребень этой волны уже пройден. «Продажи DVD-плееров
близки к пику и скоро начнут обвально спадать, как это было с
видеомагнитофонами», — говорит аналитик iSuppli Шиам Награни.
Эта волна сменяется волной продаж DVD-рекордеров. В прошлом
году их было продано около 4 млн, а к 2008 эта цифра, по
данным iSuppli, вырастет до 65 млн. По словам Награни, волна
продаж DVD-рекордеров следующего поколения, скорее всего,
повторит динамику этой волны, но с пятилетним запаздыванием.
Популярности DVD-рекордеров нового поколения будут
способствовать телевизоры высокой четкости изображения и
фильмы для них. В этом году будет продано примерно 17 млн
таких телевизоров, а к 2008 году — 77 млн. Для записи
ТВ-программ высокой четкости понадобятся диски Blu-ray и HD
DVD, так как емкости современных DVD для них не хватит.
К 2006 году, когда телевизоров и контента с высокой
четкостью изображения станет больше, голливудские студии
открыто объявят о своей поддержке того или другого формата,
считает аналитик IDC Вольфганг Шлихтинг. Индустрии развлечений
хорошо известно, что присутствие нескольких технологий
усложняет потребителям выбор и повышает затраты, так как
каждый фильм приходится выпускать в каждом из пользующихся
спросом форматов.
Бицепсы Голливуда Студиям, в начале 80-х
короновавшим VHS, война форматов не в диковинку. Они знают,
что поддержка со стороны производителей контента сыграет
важную роль в успехе любой технологии DVD следующего
поколения.
«Львиную долю доходов от DVD приносят готовые голливудские
записи. Так было с DVD и VHS, и так, по нашему мнению, будет с
Blu-ray, — говорит Доерти. — Студии — ключевой игрок в этом
бизнесе».
Производители признают значение контента — и его владельцев
— и продолжают взывать к Голливуду, даже когда встраивают в
собственные изделия дополнительные возможности, которые вряд
ли понадобятся потребителям голливудской продукции.
HD DVD тоже может поддерживать интерактивные функции, но в
этом формате они не реализованы, говорит главный технолог
Toshiba Digital Media Network Company Хисаси Ямада. Аналитик
NPD Techworld Росс Рубин считает, что студиям эти функции
пришлись по вкусу. «Голливуду понравились интерактивные меню,
— отмечает он. — Потребители, возможно, и будут их
использовать, но на самом деле их привлекает лучшее качество
изображения».
Интерактивные функции сближают студии с потребителями,
позволяя изучать рынок и быстрее оценивать реакцию зрителей,
но здесь есть тонкая грань. Как бы Голливуд не испугался, что
такие функции вообще оттолкнут потребителей. «В некоторых
случаях они могут становиться навязчивыми, — говорит он. — А
массовый потребитель хочет просто смотреть кино».
Доерти согласен, что студиям и производителям нужно
тщательно выбирать, какие именно интерактивные функции
предложить зрителям. Но на этапе разработки они пробуют все.
«Рынок сам решит, какие интерактивные возможности оставить, —
говорит Доерти. — Наше дело — предложить авторам широкую
палитру для создания того, что им хочется».
Автор: Ричард Шим
Источник: www.zdnet.ru
|