Olympus E-300 – бюджетная зеркальная камера нового стандарта Four Thirds
«Кто не рискует, тот не пьет шампанского». По всей видимости, именно этим принципом руководствовалась компания Olympus, выходя на рынок цифровых зеркальных камер с принципиально новым стандартом сенсора и байонета - 4/3 (Four Thirds). В отличие от всех конкурентов, сохранивших в цифровых «зеркалках» абсолютную совместимость со своими старыми объективами, Olympus пошла ва-банк, полностью отказавшись от пленочного наследия.
Что же представляет собой спецификация Four Thirds и почему потребовалось вводить новый стандарт, жертвуя совместимостью с обширной гаммой ранее созданной оптики? Итак, прежде всего стандарт Four Thirds декларирует, что все совместимые с ним камеры должны иметь сенсор одинакового физического размера. Тип сенсора может быть произвольным (КМОП, ПЗС или любым другим), однако его геометрия должна оставаться строго фиксированной: 18 мм по горизонтали и 13,5 мм по вертикали, что составляет диагональ 22,5 мм (или 4/3 «видиконовых» дюйма – собственно, отсюда и название стандарта).
Второе обязательное требование спецификации гласит о том, что все камеры, совместимые с Four Thirds, должны иметь одинаковое крепление объектива (байонет). Стандартизован не только механический интерфейс, длина рабочего отрезка и диаметр пятна фокусировки, но и логический протокол обмена данными между камерой и объективами. Иными словами, любая камера, удовлетворяющая спецификации Four Thirds, должна свободно использоваться с любым Four Thirds-совместимым объективом, и наоборот. Стандарт Four Thirds является открытым, то есть компания Olympus приветствует любых производителей, желающих выпускать совместимую оптику и фотоаппараты. В настоящее время, помимо самой Olympus, новый стандарт поддерживают следующие производители: Sigma, Fujifilm, Sanyo, Kodak и Panasonic.
И все же, зачем понадобилось «изобретать велосипед»? Что ж, плюсы Four Thirds по сравнению с традиционным 35-мм форматом кадра вполне очевидны. Во-первых, применение сенсора небольшого формата позволяет создавать более компактные, легкие и светосильные оптические системы, обладающие при этом меньшей стоимостью. Кадр Four Thirds-сенсора почти вдвое меньше «пленочного» 35-мм кадра, а значит при равном фокусном расстоянии объектив системы Four Thirds обеспечивает вдвое большее оптическое увеличение при значительно меньших габаритах и без потерь в светосиле. Весьма привлекательное сочетание качеств, не так ли?
Второе значительное преимущество стандарта – изначальная ориентированность на применение в цифровых камерах. Всем хорошо известна пресловутая «проблема кроп-фактора», возникающая при использовании объективов, рассчитанных на 35-мм пленку, в новых цифровых «зеркалках». Из-за того, что размер сенсора камеры чаще всего меньше, чем размер 35-мм кадра (обычно – в 2,5-2,6 раз), края изображения оказываются "обрезанными" (то есть уменьшается угол обзора), что создает неудобства при широкоугольной съемке.
Кроме того, старые оптические системы, доставшиеся в наследство современным цифровым "зеркалкам", все-таки спроектированы для использования в пленочных аппаратах. С этим также связан ряд особенностей. В частности, световой поток в пленочных камерах не обязательно должен был проходить через объектив под абсолютно прямым углом. Часть лучей вполне могла падать и наклонно, и что не мешало успешному экспонированию светочувствительного слоя. Цифровой же фотосенсор имеет, по сравнению с пленкой, совсем другую структуру. Сенсор - это регулярная матрица из фотоэлементов (датчиков), расположенных в микроскопических углублениях на равных расстояниях. Для того, чтобы равномерно проэкспонировать все поле сенсора, необходимо, чтобы свет падал на датчики строго перпендикулярно. Со старыми "линзами" это часто не получается, что приводит к затемнениям и проблемам с цветопередачей на периферии кадра.
Объективы системы Four Thirds, изначально «заточенные» под небольшой сенсор, лишены этих недостатков в принципе. Результатом является гарантированно высокое качество получаемых изображений при использовании любого Four Thirds-совместимого объектива.
Таким образом, стандарт Four Thirds был задуман как некий компромисс между компактностью, качеством снимков и ценой. Что ж, проверим, так ли это на практике. В нашем сегодняшнем обзоре мы рассмотрим фотокамеру Olympus E-300 (EVOLT). Эта модель стала второй камерой Olympus стандарта Four Thirds и, в отличие от «премьерной» полупрофессиональной E-1, относится к классу любительских аппаратов ценой до $1000.
Итак, начнем со сводной таблицы характеристик.
Тип крепления (байонет) |
Four Thirds («система E») |
Затвор |
30 – 1 /4000 с |
Сенсор |
ПЗС, 17,3 x13 мм (активная область), пр-во Kodak 8,9 Мп (8,0 Мп эффективных) Система ультразвуковой очистки |
Чувствительность, ISO |
Авто (100-400), 100-1600 |
Экспозамер |
Матричный, центральновзвешенный, точечный Блокировка экспозамера, брэкетинг экспозамера (3 кадра с шагом 1/3, 1/2, 1 или 0.7 EV) |
Экспокоррекция |
Плюс-минус 5 EV с шагом 1/3, ½ или 1 EV |
Режимы экспозиции |
Программный, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной, сюжетные программы |
Автофокус |
TTL, 3 точки фокусировки с возможностью выбора |
Видоискатель |
Пентазеркало, с диоптрийной коррекцией, увеличение – 1,0 x Информационная панель |
ЖК-дисплей |
1,8 дюйма, 134 000 пикселей |
Баланс белого |
Авто, дневной свет, тень, облачность, флуоресцентная лампа (2 установки), лампа накаливания (2 установки), режим калибровки по белому листу, ручное указание цветовой температуры |
Вспышка |
Встроенная типа «кобра», ведущее число 13 Режимы: заполняющая вспышка, предотвращение «красных глаз», синхронизация по второй шторке «Горячий башмак» для вспышек |
Коррекция вспышки |
Плюс-минус 2 EV с шагом 1/3, 1/2 или 1 EV |
Серийная съемка |
2,5 кадра/с, макс. длина серии – максимум 4 кадра |
Автоспуск |
Задержка 2 или 12 с |
Форматы изображения |
3264x2448, 3200x2400, 2560x1920, 1600x1200, 1280x960, 1024x768, 640x480 RAW, JPEG (3 уровня компрессии), RAW+ JPEG, TIFF |
Цветовое пространство |
sRGB, Adobe RGB |
Носитель |
CompactFlash |
Разъемы и интерфейсы |
USB 1.1, видеовыход (PAL/NTSC), разъем для внешнего блока питания, разъем для терминала дистанционного управления |
Питание |
Литий-ионный аккумулятор BLM-1 (1500 мАч) |
Габариты |
147 x 85 x 64 мм |
Вес |
624 г (с аккумулятором) |
Модель E-300 поставляется в двух возможных комплектациях. Базовая комплектация (kit) включает саму камеру и объектив 14-45 мм, f/3,5-5,6. В расширенную комплектацию (double kit) входит дополнительный телеобъектив 40-150 мм, f/3,5-4,5.
Первое, чем обращает на себя внимание камера E-300 - это отсутствием характерного выступа на корпусе, скрывающего в типичной зеркальной камере пентапризму или пентазеркало. Объясняется это конструкцией видоискателя: в отличие от традиционной компоновки, в которой зеркало поворачивается вокруг горизонтальной оси, в E-300 применено альтернативное решение, в котором ось зеркала расположена вертикально, а призменная система как бы лежит на левом боку. В скобках замечу, что подобная конструкция называется еще «призмой Порро» и обычно применяется в биноклях. Использование такого оригинального инженерного решения позволило расположить окуляр видоискателя не прямо над оптической осью объектива, а несколько левее нее. Приятная мелочь для подавляющего большинства фотографов-правшей – камеру с таким расположением окуляра несколько удобнее удерживать в руках во время съемки. Кроме того, необычная конструкция видоискателя позволила уменьшить размеры корпуса и сделать верхнюю часть камеры абсолютно плоской. В свою очередь, благодаря этому удалось более компактно разместить встроенную вспышку: в «сложенном» состоянии она практически не выдается из корпуса вперед, а после подъема оказывается достаточно высоко над оптической осью (уменьшая, тем самым, вероятность появления на фотографиях пресловутых «красных глаз»).
|
Необычная конструкция зеркала |
|
Схема видоискателя E-300 (изображение – Olympus) |
Несмотря на некоторое своеобразие форм, дизайн камеры отлично продуман, и внешнее впечатление от E-300 остается самое благоприятное. Несмотря на то, что модель явно нацелена на фотографов-любителей (и соответственно, бюджетный сегмент рынка), она совсем не выглядит «дешевой» или «хлипкой». Строгие формы, «профессиональный» черный цвет корпуса, крупная и удобная рукоятка, покрытая резиной – все это свидетельствует о добротности и основательности. По показателю веса E-300 занимает среднее положение в ряду любительских «зеркалок-одноклассниц»: легче, чем Nikon D70 и Konica Minolta 7D/5D, но тяжелее, чем Canon EOS 300D/350D. Впрочем, корпуса любительских камер Canon – целиком пластиковые, тогда как шасси E-300 выполнено из алюминиевого сплава. Это, безусловно, «плюс» аппарата Olympus. Качество проектирования и сборки не вызывает никаких нареканий, детали идеально прилегают друг к другу, при захвате корпус не издает посторонних звуков.
|
Вид спереди |
Компоновку органов управления E-300 можно назвать стандартной: поворотный селектор режимов экспозиции в верхней части корпуса, ряд функциональных кнопок слева от ЖК-дисплея, «джойстик» справа от него, кнопка блокировки экспозамера под большим пальцем правой руки. Удобно расположен многофункциональный лимб – также под большим пальцем правой руки, причем для его перемещения требуется минимум усилий. Блокировка от случайных переключений (такая, как, например, в камере Konica Minolta 7D) не предусмотрена, однако в бюджетных камерах эту возможность встретишь нечасто.
|
Вид слева |
|
Вид справа |
Пользовательский интерфейс E-300 покажется знакомым всякому, кто сталкивался с другими цифровыми камерами фирмы Olympus. В добрых традициях, интерфейс несколько своеобразен, но в то же время достаточно удобен – особенно после некоторой тренировки. В режиме съемки большинство съемочных параметров выводится на ЖК-дисплей, а основные из этих параметров (экспозиция, баланс белого, разрешение, чувствительность и т.д.) изменяются буквально в одно касание (нажатием на соответствующую кнопку и поворотом лимба). Кроме того, наиболее важные настройки камеры дублируются также на информационной панели видоискателя, что позволяет легко управлять съемочными параметрами не отвлекаясь, собственно, от съемки. К сожалению, из соображений экономии в камере не предусмотрен вспомогательный ЖК-дисплей – несмотря на то, что места на верхней плоскости корпуса вполне хватало для его реализации.
|
Вид сверху |
|
Вид снизу |
Основной ЖК-дисплей не является рекордсменом по размерам - его диагональ составляет 1,8 дюйма. Однако разрешение этого дисплея вполне достаточно для просмотра фотографий и отображения пользовательского интерфейса. На ярком солнце картинка на экране вполне различима, он практически не «слепнет».
В камере применена 3-точечная система автофокуса. Фокусировочные точки расположены вдоль кадра по горизонтали и подсвечиваются на фокусировочном экране видоискателя красными светодиодами. Выбор точек осуществляется последовательным перебором возможных вариантов с помощью лимба. Кроме того, имеется автоматический режим, в котором камера выбирает оптимальные точки фокусировки самостоятельно. Несмотря на то, что точек всего 3, автофокус работает очень быстро (в том числе в режиме «следящей» фокусировки) и достаточно точно, не уступая ни одному из ближайших конкурентов.
В аппарате использован 8-мегапиксельный сенсор стандарта Four Thirds производства фирмы Kodak . Увы, здесь мы впервые сталкиваемся с ограничением этого форм-фактора. Как известно, чем меньше физический размер сенсора и чем больше его разрешение, тем ниже светочувствительность и выше уровень шумов. Площадь сенсора Four Thirds почти в 3,5 раза меньше, чем площадь полноразмерного 35-кадра, и в 2,6 раз меньше, чем площадь кадра APS-C (именно такой формат кадра применяется в недорогих цифровых «зеркалках»). И несмотря на то, что технология компании Kodak по производству сенсоров является весьма совершенной, размеры Four Thirds-сенсора не могут не влиять на его характеристики. Светочувствительность камеры ограничена диапазоном от 100 до 400 в единицах ISO, причем в режиме ISO 400 шумы уже вполне различимы невооруженным глазом. При этом характер шума преимущественно «цветной», нежели «яркостный». С помощью отдельной опции меню можно сделать доступными еще две ступени чувствительности – ISO 800 и 1600, однако уровень шума в этих режимах чересчур велик, что делает их практически бесполезными. Конечно, фотографии, сделанные в ISO 800 или 1600, вполне годятся для публикации в вебе (то есть в небольшом разрешении), но зачем покупать для этой цели 8-мегапиксельную фотокамеру?
Уникальной особенностью камеры, о которой совершенно невозможно не упомянуть, является механизм автоматической очистки сенсора. Не секрет, что слабым местом всех цифровых «зеркалок» является их низкая защищенность от пыли, попадающей внутрь корпуса при смене объективов. Конечно, прежде всего от этого страдает сенсор: накопление на нем частиц пыли приводит к деградации качества изображения, появлению на снимках посторонних пятен и т.д. В этом случае камеру обычно ждет ремонт в сервисном центре, причем ремонт отнюдь не бесплатный. Компания Olympus решила всерьез бороться с этой проблемой, и результатом этой борьбы стало создание системы SSWF (SuperSonic Wave Filter), которая была впервые применена в камерах E-1 и E-300. Модуль SSWF представляет собой ультразвуковой генератор, который заставляет сенсор кратковременно колебаться на очень высокой частоте. Таким образом, осевшая на нем пыль буквально «стряхивается» на специальный липкий материал-пылеуловитель. Ультразвуковая «чистка» выполняется каждый раз при включении камеры и, по утверждению Olympus, является отличной (и пока эксклюзивной) профилактической мерой.
Экспозамер камеры E -300 может работать в трех режимах: ESP, точечном и центральновзвешенном. В режиме ESP (Electro-Selective Pattern) замер производится по всему полю кадра, однако наибольший удельный вес в расчете экспозиции имеет центральная часть. В точечном режиме алгоритм экспозамера учитывает лишь небольшую область (точку) в центре снимка. Центральновзвешенный режим аналогичен точечному, однако «пятно», по которому производится замер, имеет несколько большую площадь. Переключение между режимами замера осуществляется с помощью левой кнопки джойстика. Предусмотрена блокировка экспозиции, реализованная в виде привычной кнопки «AEL» на задней стенке корпуса.
Как и в любой зеркальной камере, в E-300 выбор экспозиционных режимов выполняется с помощью поворотного селектора, условно поделенного на «творческую» и «автоматическую» зоны. В «творческой» зоне традиционно доступны режимы съемки с приоритетом выдержки («S») и диафрагмы («A»), а также программный («P») и ручной («M») режимы. В программном режиме имеется возможность перебора нескольких комбинаций выдержки и диафрагмы, подходящих для измеренной экспозиции. «Автоматическая» зона представлена пятью основными сюжетными программами: «Портрет», «Пейзаж», «Макро», «Спорт», «Ночь». Кроме того, в «автоматической» зоне селектора есть специальное положение «SCENE» в котором с помощью меню можно выбрать еще 14 сюжетных программ (среди которых есть такие, как «Закат», «Свеча», «Салют», «Музей» и т.д.). Обладая таким широким набором съемочно-экспозиционных режимов, камера отлично подходит как «продвинутым» фотографам-любителям, так и совсем новичкам, предполагающим использовать E-300 в качестве «очень продвинутой мыльницы».
Отдельно стоит отметить хорошую реализацию алгоритмов баланса белого. Пользователю доступно целых 8 предустановок для разных источников освещения, причем каждая из них, в свою очередь, имеет по 15 градаций, обозначенных числами от -7 до +7. С одной стороны, такой подход требует некоторого опыта и предварительной «пристрелки»: подобрать наиболее правильную цветопередачу, полагаясь на маленький экран ЖК-дисплея, бывает нелегко. С другой стороны, возможность тонкой настройки баланса белого обеспечивает фотографу большую гибкость, а снимкам - более точную цветопередачу. Впрочем, с третьей стороны, всегда есть возможность сразу снимать в формате RAW, а затем в спокойной обстановке разбираться с балансом белого на экране компьютера с помощью RAW-конвертера. Помимо предустановок баланса белого, в камере реализован автобаланс, калибровка по эталонному белому листу, а также установка цветовой температуры вручную, прямо в градусах Кельвина (что удобно, если параметры осветительных приборов заранее известны или под рукой есть колориметр). Что ж, возможности камеры по тонкой настройке баланса белого являются одними из лучших среди аналогичных аппаратов - более наглядно и удобно управление этим параметром реализовано, разве что, в последних камерах Canon (включая EOS 350D). Однако более важно то, что автобаланс белого у той же EOS 350D работает довольно неуверенно и часто «ошибается», а вот E-300 демонстрирует в этой области весьма неплохие результаты. Поддерживается брэкетинг баланса белого со смещением на 1, 2 или 3 градации (3 кадра в серии).
Камера оснащена вспышкой типа «кобра», которая открывается принудительно с помощью кнопки. Предусмотрены все типичные для подобных вспышек режимы: автоматическое срабатывание, заполняющая вспышка, подавление эффекта красных глаз, синхронизация по 1-й и 2-й шторкам, а также различные комбинации этих режимов. Имеется также «горячий башмак» для внешних вспышек, поддерживающий как фирменные приборы Olympus (для них предусмотрен цифровой интерфейс), так и стандартные вспышки с центральным синхроконтактом. Минимальная выдержка синхронизации составляет 1/180 с.
Что касается скоростных характеристик E-300, то они вполне приемлемы. Камера мгновенно реагирует на действия пользователя, имеет быстрый CompactFlash-интерфейс, а запись только что сделанного снимка или серии снимков не мешает изменению настроек или дальнейшей съемке. Время старта камеры (т.е. пауза между ее включением и готовностью к съемке) составляет чуть менее 2 с. По нынешним временам это довольно много, однако эта задержка, по всей видимости, связана работой фильтра SSWF. В любом случае, время старта E-300 заметно меньше, чем у большинства «зеркалок» предыдущего поколения (например, той же EOS 300 D) и значительно меньше, чем у любой незеркальной камеры. Некоторое разочарование вызывает, разве что, производительность серийной съемки: ее скорость составляет 2,5 кадра/с при максимальной продолжительности серии всего 4 кадра (вероятно, это связано с недостаточным объемом буферной памяти). Таким образом, вряд ли E-300 подойдет фанатам репортажного стиля. С другой стороны, я встречал очень мало людей, которые действительно часто пользовались бы возможностью «пулеметной» съемки. Напротив, опытные фотографы обычно предпочитают сделать 1-2 кадра, но точно в цель, нежели 10, из которых 9 уйдут в «молоко». Так что скромные возможности E-300 в части серийной съемки я бы не стал относить к числу серьезных недостатков этого аппарата.
Камера способна сохранять снимки в форматах JPEG, RAW и TIFF. Для JPEG предусмотрены 3 степени компрессии и следующие разрешения: 3264x2448, 3200x2400, 2560x1920, 1600x1200, 1280x960, 1024x768, 640x480. Возможна одновременная запись изображений в JPEG и RAW, при этом можно выбрать любое разрешение JPEG-файла. Традиционно камеры Olympus поддерживают запись еще и в TIFF, хотя я лично затрудняюсь объяснить смысл этого явления. E-300 имеет датчик ориентации кадра, показания которого записываются в EXIF-заголовки JPEG-файлов. Возможна работа как в цветовом пространстве sRGB, так и в AdobeRGB.
Питание камеры осуществляется от фирменного литий-ионного аккумулятора BLM-1 с напряжением 7,2 В и емкостью 1500 мАч (элемент того же типа используется в таких аппаратах, как E-1, C-5060 WZ, C-8080, C-7070). За время тестирования камеры мне так и не удалось исчерпать заряд аккумулятора, а по официальным данным Olympus полного заряда хватает примерно на 400 кадров. Съемка
В условиях реальной съемки камера проявляет себя очень хорошо. Единственная особенность, которая часто досаждала мне – это склонность экспозамера к недоэкспонированию. Это, конечно, лучше, чем переэкспонирование (легче поправить ошибку в растровом редакторе), но тем не менее – делать несколько кадров вместо одного, постоянно внося экспокоррекцию, несколько утомляло. Причем «ошибался» замер не только в сложных условиях, но и там, где его корректная работа была вполне ожидаемой. Думаю, что это проблема «прошивки» камеры, которая в дальнейшем будет исправлена или исправлена уже (я тестировал экземпляр с «прошивкой» версии 1.2). В остальном же никаких существенных проблем замечено не было. Отдельно стоит отметить великолепную цветопередачу и контрастность изображений - фотографии, сделанные в условиях хорошего освещения, можно отправлять в печать без какой бы то ни было предварительной обработки. «Китовый» объектив также проявляет себя неплохо, хотя на больших диафрагмах отмечается заметное виньетирование.
Последние 5 снимков сделаны с возрастающей чувствительностью и демонстрируют рост уровня шумов по мере роста значений ISO.
Итог
Итак, стоит ли покупать E-300? Что ж, как говорят мои англоязычные коллеги, эта камера, безусловно, является «value for money» - то есть вещью, которая стоит своих денег. «Зеркалка» от Olympus достаточно компактна, надежна (за счет металлического шасси), удобна в использовании, обладает «быстрой реакцией» и при этом совсем недорого стоит: комплект, состоящий из камеры и объектива 14-45 мм, f/3,5-5,6 можно приобрести всего за 700 долларов. Однако, принимая решение о покупке E-300, следует иметь в виду пару важных нюансов.
Первый из них – это «молодость» стандарта Four Thirds. В то время, как возраст систем Pentax «K», Nikon «F», Minolta «A» и Canon «EF» насчитывает многие годы (можно даже сказать – десятки лет), формат Four Thirds был утвержден совсем недавно – в 2002 году, а первая совместимая камера вообще появилась в конце 2003-го. И, несмотря на то, что Four Thirds является открытым стандартом, желающих поддержать его реальными продуктами пока совсем немного. Результатом такого положения дел является весьма ограниченное количество совместимых объективов, доступных на рынке. Основным производителем оптики стандарта Four Thirds является сама фирма Olympus, и на сегодня ее модельный ряд представлен лишь 10 объективами. Еще 3 объектива в небольших количествах выпускает компания Sigma – вот, собственно говоря, и весь список. При этом, вопреки концепции, лежащей в основе проекта Four Thirds, объективы Olympus совсем не являются бюджетными. Особенно это касается «фиксфокальных» моделей – пользователям предлагаются отличные по качеству, но исключительно дорогие «линзы». Кроме того, пока Olympus не может предложить своим покупателям ни стабилизированные объективы, ни технологию, которая хотя бы отчасти заменяла бы оптическую стабилизацию (типа Anti- Shake фирмы Konica Minolta). В результате, фотографы, часто снимающие в условиях недостаточного освещения, сталкиваются с необходимостью приобретения более светосильных объективов - а они, разумеется, всегда дороже, чем стабилизированные. Сохраняется, правда, надежда на компанию Panasonic, входящую в альянс Four Thirds, у которой имеется собственная технология оптической стабилизации Mega O. I. S. Однако пока пользователи зеркальных систем Canon, Nikon и Konica Minolta имеют здесь значительное преимущество. Ну и еще один минус, специфичный, скорее, для России – это низкая доступность даже тех объективов Four Thirds, которые реально выпускаются. Спрос на них небольшой, а значит и предложение пока соответствующее. Лишь несколько московских магазинов торгуют такой оптикой, причем часть объективов продается только по предварительному заказу. Вторичный рынок - опять же, в силу «молодости» системы - также практически отсутствует.
Впрочем, возможно, я слишком сгущаю краски. Все-таки E-300 – камера любительская, и большинство ее потенциальных покупателей вполне удовлетворятся «китовыми» объективами 14-45 мм, f/3,5-5,6 и 40-150 мм, f/3,5-4,5 - недорогими и вполне качественными. Вы ничем не рискуете, если собираетесь использовать только эти две «линзы». Однако если вы являетесь «продвинутым» фотографом и планируете обзаводиться серьезным багажом специализированной оптики, определенно стоит иметь в виду соображения, изложенные выше.
На второй важной особенности системы Four Thirds мы уже останавливались, когда говорили о сенсоре камеры. В силу своих небольших размеров, он имеет значительно меньшую светочувствительность, чем полноразмерные сенсоры, а также матрицы формата APS-C. И если для многих аппаратов с матрицей APS-C чувствительность ISO 800 является вполне «рабочей», то для E-300 даже 400 единиц иногда бывает многовато. Причем, скорее всего, такое положение вещей сохранится и в будущем: когда новые поколения APS- C-сенсоров будут обеспечивать чувствительность 3200-6400, матрицы Four Thirds едва будут «дотягивать» до 1600. Таким образом, привязываясь к стандарту Four Thirds, вы, вероятнее всего, заведомо получаете худшую светочувствительность и более высокий уровень шумов в условиях недостаточного освещения. А притом, что на рынке полностью отсутствуют совместимые стабилизированные объективы, это обстоятельство достаточно печально.
Однако, опять-таки, далеко не для каждого фотолюбителя этот недостаток окажется критически важным. Большинство фотографий все же делаются в условиях нормального освещения, в которых E-300 работает великолепно. Поэтому, с учетом невысокой цены, этот аппарат является весьма интересным вариантом, и я смело могу рекомендовать его к приобретению.
Автор: Илья Наумов
Источник: www.ferra.ru
|