Обзор цифровой фотокамеры SONY DSC-V3
Краткие характеристики камеры SONY DSC-V3:
- 7,2 эффективных мегапикселов;
- Объектив Carl Zeiss Vario-Sonnar;
- Оптическое увеличение 4x, интеллектуальное увеличение до 19x, точное цифровое увеличение 8x;
- Быстрое выполнение операций (задержка синхронизации затвора - 0,35 сек., задержка спуска затвора - 0,009 сек.);
- приоритет затвора/выдержки и режим ручной экспозиции;
- Real Imaging Processor, NightShot и NightFraming;
- Голографическая автофокусировка;
- Запись данных RAW;
- ЖК-экран с диагональю 2,5 дюйма;
- Двойной слот для Memory Stick и для Compact Flash (тип I);
- Универсальная точечная автофокусировка;
- Мультикадровая съемка с высокой скоростью (x8) 2,5 кадр/с;
- Высококачественная запись MPEG VX со звуком;
- Подсветка для автофокусировки;
- Отображение в виде гистограммы;
- Высококачественный алюминиевый корпус (119,8 х 72 х 63 мм, 410 гр.);
- USB 2.0, совместимость с PictBridge;
- Ориентировочная цена в Москве - 550 $.
Концерн SONY, имея большой опыт по разработке ПЗС-матриц, одним из первых приступил к разработке цифровой фототехники. Тем не менее, первые образцы фотокамер, созданных этим производителем, трудно было назвать "образцом эргономичности". Модели серии Mavica FD-5 и FD-7 как формой, так и весом более всего напоминали кирпич, который неудобно было держать даже обеими руками, а уж одной - практически невозможно. Однако уже в 1998 году разработчики SONY пришли к выводу, что цифровой фотоаппарат должен хоть немного походить на обычный по части удобства, и создали одну из наиболее совершенных по эргономике любительских "зеркалок" - DSC-700.
С тех пор миновало достаточно много лет, однако в дизайне цифровых фотокамер SONY до сих пор топорность серии Mavica сочетается с удобством модели DSC-700. Такое причудливое сочетание стало характерным и для появившейся в 2000 году трехмегапиксельной (2048x1536) камеры DSC-S70, которая стала первой из целого ряда камер SONY, оснащенных светосильным автофокусным вариообъективом Canon 7-21 мм (в эквиваленте 35 миллиметровой пленки - 34-102 мм), f/2,0-f/2,5. Правда, SONY промаркировала оптику "Carl Zeiss Vario-Sonnar", но это было не более чем маркетинговым ходом. Годом позже появилась DSC-S75, отличавшаяся от предшественницы, главным образом, более продуманной эргономикой и наличием кронштейна (к сожалению, бесконтактного) для дополнительной вспышки. В том же 2001 году появилась четырехмегапиксельная (2272x1704) версия DSC-S85, которая выпускалась в корпусе черного цвета.
Развитие "S-серии" продолжилось лишь в 2003 году, при этом очередная камера обрела новую букву в индексе и называлась "DSC-V1". Помимо обозначения, новой оказалась и оптическая система: кратность нового вариообъектива (34-136 мм в 35-миллиметровом эквиваленте, f/2,8-f/4) возросла - к сожалению, за счет светосилы. Наличие "башмака" для вспышки, резьбы для насадок на объектив, а также превосходного автофокуса с голографической подсветкой позволяло примириться с неудовлетворительной эргономикой камеры, вызванной желанием разработчиков "втиснуть" максимум функциональности в минимум объема.
Очевидно, что фотоаппарат, предусматривающий установку вспышки и насадок на объектив, должен надежно удерживаться даже одной рукой. Сознавая это обстоятельство, инженеры SONY следующую модель "V-серии" попытались сделать более эргономичной. Рассмотрим подробнее, удалась ли им эта попытка при создании семимегапиксельной (3072x2304) DSC-V3.
"Зрачок" телескопического видоискателя расположен настолько "оригинально", что пальцы удерживающей камеру руки постоянно заслоняют его. Хотя на выступе, расположенном с левой стороны передней панели, предусмотрена специальная "бровь", которая должна предотвращать попадание пальцев на входное окно видоискателя, визир периодически оказывается перекрытым.
Еще большее нарекание вызывает рычажок управления вариообъективом. Он расположен в верхнем правом углу задней панели и находится у самого края, поэтому при переносе на него большого пальца камера постоянно норовит выскользнуть из руки.
Чтобы расположить на поверхности корпуса как можно большее количество кнопок, их размеры решили уменьшить. Миниатюризация была явно чрезмерной - свободного места на задней панели осталось с запасом, зато людям с крупными пальцами кнопки нажимать будет крайне неудобно.
Тем не менее, DSC-V3 ни в коем случае нельзя отнести к разряду "кирпичеобразных камер". Выступ на передней панели достаточно глубокий, так что относительно увесистый (410 грамм) фотоаппарат довольно надежно лежит в руке - если не слишком часто менять фокусное расстояние объектива. Этому способствует также фигурный вырез, тянущийся от левой панели к задней и обеспечивающий удобную посадку камеры между большим и указательным пальцами правой руки.
Большинство углов камеры "срезано", за счет этого DSC-V3, несмотря на довольно внушительные габариты (120x72x63 мм), легко помещается в достаточно компактном чехле. "Ступенчатая" форма верхней панели фотоаппарата, чем-то напоминающая DSC-S70, позволила "вписать" в габариты достаточно крупное колесо переключателя режимов.
Антабки, расположенные на левой и правой панелях камеры, предназначены для закрепления шейного ремня. В отличие от предыдущей модели, они заметно надежнее и более удобны при закреплении и снятии ремня.
Автофокусный вариообъектив фотоаппарата (34-136 мм в эквиваленте 35-миллиметровой камеры) аналогичен модели DSC-V1 как по характеристикам (f/2.8-f/4.0), так и по конструкции - в "походном" положении подвижные части оптической системы расположены внутри корпуса и закрыты автоматической шторкой. После включения камеры "хобот" объектива, состоящий из двух сегментов, выдвигается вперед.
Серебристое кольцо вокруг шахту объектива снабжено резьбой на 52 мм и предназначено для навинчивания тубусного переходника VAD-VHA. На этот переходник пользователь может установить обширный ассортимент насадок:
- широкоугольная насадкаVCL-DEH07V (коэффициент изменения фокусного расстояния - 0,7);
- телеконвертор VCL-DEH17V (коэффициент изменения фокусного расстояния - 1,7);
- поляризационный светофильтр VF-58CPKS;
- нейтральный светофильтр VF-58M;
- светофильтр для спецэффектовVF-58SC.
Поскольку объектив в длиннофокусном диапазоне светосилой похвастаться не может, при установке насадок особенно важно, чтобы система автофокуса камеры, не имеющая дополнительного фазового сенсора, работала надежно даже при слабом освещении. Разработчикам SONY удалось решить эту проблему еще в 2001 году, когда появилась модель DSC-707, снабженная сразу двумя интересными функциями, позволившими пользователю вести съемку в кромешной тьме. Оба этих инженерных решения перекочевали сначала на DSC-V1, а потом и на DSC-V3.
Во-первых, на DSC-V3 реализована лазерно-голографическая подсветка. Установленный рядом с объективом лазерный светодиод излучает причудливый узор, при этом мощность излучения абсолютно безопасна для человеческого глаза. Данный узор, состоящий из отрезков диагональных линий ярко-красного цвета, проецируется на поверхность объекта съемки, эти отрезки легко распознаются системой фокусировки камеры, основанной на поиске контрастных частей кадра. В результате автоматическое наведение на резкость объектива может осуществляться при полном отсутствии света - быстро и, что самое главное, точно.
Еще одной интересной особенностью DSC-V3 является сочетание инфракрасного прожектора и отключаемого ИК-фильтра ПЗС-матрицы. Поскольку ПЗС-матрица обладает возможностью регистрировать ИК-излучение, при отключенном ИК-фильтре и подсветке ИК-прожектором даже в полной темноте на экране ЖК-дисплея появляется зеленоватое изображение окружающих предметов. В результате пользователь может уверенно скомпоновать кадр наиболее оптимальным образом, после чего нажать кнопку затвора и произвести съемку со вспышкой. Данная функция называется "NightFraming", разумеется, для получения четкого изображения она должна использоваться совместно с лазерно-голографической подсветкой.
А вот для функции "NightShot" использование подсветки и вспышки противопоказано. В этом режиме компоновка кадра ведется также, как и при съемке с функцией "NightFraming" - при помощи ИК-прожектора и отключенного ИК-фильтра ПЗС-матрицы. Различие заключается в том, что на модуль памяти записывается зеленоватое изображение, которое пользователь видит на экране ЖК-дисплея. Режим "NightShot" полезен во многих ситуациях - например, при съемке животных, ведущих ночной образ жизни, так как вспышка не тревожит их.
Передняя панель фотоаппарата имеет оригинальный и одновременно спорный дизайн. В частности, некоторое недоумение вызывает конструкция вспышки - ее излучатель в "походном" положении повернут внутрь корпуса, а при необходимости подсветить объект съемки он разворачивается рассеивателем наружу. Механической защелки нет - вспышка переводится в рабочее положение автоматикой камеры, раздающийся при этом неожиданный щелчок может смутить как пользователя, так и фотографируемого человека. К сожалению, в отличие от большинства аналогичных конструкций складных вспышек, излучатель при этом не поднимается над верхней панелью корпуса - таким образом, расстояние от рассеивателя до оптической оси объектива не увеличивается и снижения эффекта "красных глаз" не происходит. Положение усугубляется тем, что вспышка находится прямо над объективом, без смещения влево или вправо, так что расстояние между излучателем и оптической осью объектива относительно небольшое.
Объектив телескопического видоискателя расположен не менее странно - слева-вверху от объектива. Такое его местонахождение значительно увеличивает влияние параллакса, кроме того, окуляр, расположенный на задней панели, оказывается слишком далеко от края корпуса, что вынуждает пользователя "возить носом" по поверхности ЖК-дисплея.
Вверху-справа от шахты объектива располагается лазерный светодиод голографической подсветки автофокуса. Правее него находится окошко, в верхней части которого имеется светодиод автоспуска, а в нижней - ИК-прожектор, используемый в режимах "NightFraming" и "NightShot".
Встроенная вспышка позволяет подсвечивать объекты, расположенные на расстоянии от 40 см до 3 м (в широкоугольном режиме) или до 2.5 м (в длиннофокусном режиме объектива). Серьезнейшие нарекания вызывает экспозамер вспышки - при использовании подсветки снимки иногда получаются недопустимо "пересвеченными". Что самое досадное, предугадать условия, при которых кадр будет "передержанным", практически невозможно.
Как и предшествовавшая модель, DSC-V3 оборудована TTL-"башмаком" для дополнительной вспышки. Для съемки в TTL- режиме необходимо использовать вспышки от SONY - модель HVL-F32X управляется непосредственно контактами "башмака", модель HVL-F1000 после установки в "башмак" необходимо подключить к камере через специальный разъем, расположенный на левой панели фотоаппарата. Пользователь может использовать любые другие вспышки, но только в автоматическом либо ручном режимах. К сожалению, TTL-"башмак" не оснащен заглушкой, поэтому его контакты можно случайно "закоротить" с соответствующими неприятными последствиями.
Во включенном состоянии глубина камеры заметно увеличивается за счет "хобота" объектива, кстати, при переводе фотоаппарата в режим просмотра кадров выдвижная часть оптической системы автоматически втягивается спустя две минуты после начала просмотра. На выступе, предназначенном для удержания фотоаппарата, расположена кнопка затвора - она достаточно большая, чтобы не "потеряться", тем не менее, ее размер исключает случайное нажатие. Под кнопкой затвора на верхней панели находится достаточно крупный и легко управляемый переключатель режимов, пользователь может перевести его в одно из 8 положений: "автоматическая экспозиция", "программная экспозиция", "приоритет выдержки", "приоритет диафрагмы", "ручная экспозиция", "сюжет", "настройка", "видеосъемка", "просмотр кадров". В режиме "сюжет" пользователь может выбрать один из 7 сюжетов: "сумерки", "портрет в сумерках", "пейзаж", "портрет", "снег", "пляж", "свеча". Выбранный пользователем режим располагается справа от светодиода, загорающегося при включении фотоаппарата.
Под переключателем располагается колесико настройки, с его помощью пользователь может задать экспопараметры и величину экспокоррекции, а также дистанцию съемки. Выбор значений осуществляется поворотом колесика, чтобы подтвердить выбор необходимо нажать на колесико.
Слева от переключателя режимов расположены две кнопки. Кнопка "POWER" включает камеру, кнопка "NIGHTFRAMING/NIGHTSHOT" служит для включения одноименных режимов. Левее этих кнопок имеется микрофон, позволяющий записать "звуковую дорожку" видеоролика либо голосовой комментарий к снимку.
На нижней панели имеется динамик и штативное гнездо, которое расположено так, чтобы не перекрывать крышку аккумуляторного отсека. Гнездо находится вне оптической оси объектива, что затрудняет панорамную съемку, однако его размещение обеспечивает устойчивость камере при ее установке на миниатюрный штатив для макросъемки.
Несмотря на довольно большие габариты корпуса, ЖК-дисплей явно доминирует на задней панели, что неудивительно, если учесть его размер - 6,2 см по диагонали (разрешение составляет 123 000 пикселей). Посредине задней панели располагается окуляр видоискателя, снабженный тремя светодиодами: верхний (красный) загорается при съемке с автоспуском и при записи данных на модуль памяти, средний (зеленый) горит при блокировке автофокуса либо экспозиции, нижний (оранжевый) зажигается при заряжании аккумулятора и мигает при зарядке конденсатора вспышки.
Справа от видоискателя имеется переключатель, определяющий, какой из двух модулей памяти - CompactFlash либо MemoryStick - используется для записи данных в настоящий момент.
Слева от окуляра находятся четыре кнопки. Кнопка "AE LOCK" служит для блокировки экспозиции (при съемке контрастного по отношению к фону объекта, который должен располагаться не в центре кадра) и может использоваться в режимах "программная экспозиция", "приоритет выдержки", "приоритет диафрагмы" и "видеосъемка".
Кнопки "FOCUS" и "FRAME" управляют работой автофокуса. Первая кнопка позволяет выбрать одну из заранее заданных дистанций съемки (0.1 м, 0.2 м, 0.3 м, 0.5 м, 0.8 м, 1.0 м, 1.5 м, 2.0 м, 3.0 м, 5.0 м, 7.0 м, 10 м, 15 м и бесконечность) при помощи колесика настройки. Вторая кнопка служит для задания режима автофокуса - многоточечный (с автоматическим и ручным выбором опорной зоны) либо по центральной области кадра.
Посредством системы меню настраивается еще один параметр автофокуса - обычный режим (наведение на резкость производится после половинного нажатия кнопки затвора), ожидающий режим (наведение на резкость производится постоянно и блокируется после половинного нажатия кнопки затвора) и непрерывный режим (наведение на резкость производится постоянно и продолжается даже после половинного нажатия кнопки затвора).
Крайняя левая кнопка задней панели предназначена для экспокоррекции (диапазон +/- 2 EV с шагом 1/3, где EV - экспочисло) и используется совместно с колесиком настройки.
Справа от ЖК-дисплея расположена кнопка-микроджойстик, которая используется для перемещения по пунктам меню и выбора опорной зоны для многозонового автофокуса. Кроме того, нажатие "вверх" переключает режим работы вспышки - "автомат", "принудительное срабатывание", "синхронизация при съемке с длинной выдержкой", а также "отключено". Подавление эффекта "красных глаз" включается в режиме настройки фотоаппарата, регулировка продолжительности импульса вспышки осуществляется посредством меню. Нажатие "вниз" управляет автоспуском с интервалом 10 секунд. Нажатие "влево" включает просмотр последнего отснятого кадра. Нажатие "вправо" включает режим макросъемки. Для подтверждения выбора необходимо нажать на центр микроджойстика.
Над микроджойстиком находится кнопка включения ЖК-дисплея, эта же кнопка позволяет вывести на экран гистограмму, а также убрать все пиктограммы с экрана. Под микроджойстиком слева расположена кнопка вызова меню, справа - кнопка, при помощи которой можно задать разрешение кадра (3072x2304, 3072x2048, 2592x1944, 2048x1536, 1280x960 и 640x480) либо удалить снимок при просмотре отснятого материала.
В правом верхнем углу задней панели находится рычажок управления вариообъективом, который при просмотре кадров позволяет включить масштабирование и индексный режим.
Количество пиктограмм на ЖК-дисплее регулируется нажатием кнопки включения ЖК-дисплея. По умолчанию на экране отображается опорная зона фокусировки, режимы автофокуса, пиктограмма макрорежима, дистанция ручной фокусировки, экспопараметры, разрешение и степень сжатия кадра, количество доступных кадров, режим съемки, режим вспышки, сюжет, баланс белого, блокировка экспозиции, экспокоррекция, эксповилка, чувствительность, а также предупреждения о возможности "сдернуть" кадр и уровень заряда аккумулятора. При нажатии кнопки включения ЖК-дисплея на экране появляется гистограмма. Еще одно нажатие кнопки отключает на ЖК-дисплее все пиктограммы, кроме опорной зоны и режима автофокуса, режима вспышки, экспопараметров и макро режима. Похожие параметры отображаются в режиме съемки видео.
Регулировка размера снимка осуществляется кнопкой справа под микроджойстиком и служит для задания разрешения снимка. Нажатие кнопки слева под микроджойстиком приводит к появлению меню фотоаппарата, при помощи которого можно настроить экспозамер (точечный, матричный и центровзвешенный), баланс белого ("автомат", "солнечно", "облачно", "флуоресцентные светильники", "лампа накаливания", "вспышка", "эталон"), чувствительность (автомат, 100, 200, 400, 800), степень сжатия снимка, формат записи снимков, режим эксповилки, интервальную съемку, продолжительность импульса вспышки, спецэффекты, а также цветонасыщенность, контрастность и четкость снимка. В режиме "сюжет" в меню добавляется пункт, позволяющий указать выбранный сюжет.
При переводе переключателя в режим настройки появляется меню, состоящее из 5-6 разделов. В двух первых разделах указывается режим работы автофокуса, включается режим цифровой трансфокации и "впечатывание" даты и времени в снимок, включается режим подавления эффекта "красных глаз", голографической подсветки и автоматического просмотра последнего отснятого кадра. Здесь же включается режим увеличения пиктограмм на дисплее и использования дополнительной вспышки. Следующие два раздела позволяют настроить модули памяти: отформатировать их, создать новый каталог. Далее идет настройка собственно камеры - яркости подсветки ЖК-дисплея, использования звукового сигнала при срабатывании затвора, нумерации снимков, режима порта USB, стандарта видеовыхода, а также времени и даты.
В режиме просмотра снимков большинство пиктограмм, отображаемых на ЖК-дисплее, такое же, как при съемке, и точно таким же образом после перового нажатия кнопки включения ЖК-дисплея на экране появляется гистограмма, а после второго убираются все пиктограммы.
Пользователь может включить масштабирование (до 5X) либо выбрать индексный режим просмотра, при котором на экране одновременно видны от 9 до 16 снимков. В обоих случаях используется рычажок управления вариообъективом.
Меню в режиме просмотра позволяет выбрать каталог просмотра, защитить снимок от стирания, назначить снимок на печать в принтере DPOF, настроить печать на принтере, совместимом со спецификацией PictBridge, настроить слайд-шоу, изменить разрешение снимка, повернуть снимок по или против часовой стрелки, смонтировать видеоролик.
Уровень хроматических аберраций приемлем для оптики любительской камеры средней ценовой категории.
При макросъемке дистанция до фотографируемого объекта составила 9 см, однако камера могла фокусироваться только при фокусном расстоянии, эквивалентном 52 мм. Впрочем, Для среднего пользователя этого достаточно.
Снимок, сделанный днем при естественном освещении, отличается идеальной цветопередачей и отсутствием каких бы то ни было следов шума. При освещении лампой накаливания получился "этюд в оранжевых тонах" - автоматика баланса белого с задачей не справилась.
При выборе режима "лампы накаливания" баланс белого практически не улучшается - лишь оранжевый тон всего снимка слегка светлеет. Попытка использовать эталон почти привела белый цвет фона к требуемому виду, однако сам объект съемки вместо требуемых розовых оттенков демонстрирует кремовые.
Зато при съемке со вспышкой цветопередача оказалась идеальной - несмотря на кромешную тьму, голографическая подсветка автофокуса обеспечила идеальное наведение на резкость объектива. Режим "NightShot" позволил получить оригинальное, но малопригодное с художественной точки зрения изображение.
Для хранения снимков DSC-V3 использует как стандартные для камер SONY модули MemoryStick, так и куда более распространенные (и менее дорогие) карты CompactFlash. По непонятной причине SONY решила не комплектовать фотоаппарат ни тем, ни другим модулем.
Отсек для обоих типов памяти располагается внутри выступа для удержания камеры и закрывается крышкой на нижней панели. Перед открытием крышки ее необходимо сдвинуть вбок. Для извлечения модуля MemoryStick достаточно нажать на него, после чего он выскакивает из своего гнезда. Чтобы вытащить карту CompactFlash, необходимо нажать кнопку в верхней части отсека.
Питание DSC-V3 обеспечивает литиево-ионный аккумулятор NP-FR1 емкостью 1220 мА/ч при напряжении 3.6 Вольт. Этого заряда хватает на то, чтобы отснять от 300 до 400 кадров либо держать камеру включенной от 150 до 200 минут. К сожалению, для зарядки аккумулятора его необходимо поместить внутрь камеры и подключить ее к блоку питания посредством разъема на задней панели - в отличие от большинства других производителей, SONY не снабдила свой фотоаппарат отдельным зарядным устройством. Зарядка аккумулятора внутри камеры несет в себе определенный риск, так как скачок напряжения может вывести из строя фотоаппарат.
Отсек аккумулятора располагается под одной крышкой с отсеком модулей памяти. Для извлечения аккумулятора в нижней части отсека имеется кнопка.
На правой панели DSC-V3 сосредоточены все разъемы - под заглушкой находятся порт USB и видеовыход, открыто расположен разъем "ACC". Через этот разъем подключается дополнительная вспышка HVL-F1000 либо проводной пульт управления RM-VD1.
Комплектацию DSC-V3 можно было бы назвать стандартной - руководство, компакт-диск с ПО, шейный ремень, кабели для порта USB и видеовыхода - если бы не отсутствие каких бы то ни было модулей памяти, а также наличие блока питания, а не зарядного устройства.
В целом DSC-V3 производит двойственное впечатление. Удачная форма корпуса в ней соседствует с неудобным расположением кнопок, вспышки и видоискателя, а наиболее эффективная система автофокуса - с ошибками экспозамера вспышки и откровенно слабым балансом белого. Впрочем, в большинстве стандартных ситуаций качество снимков безукоризненное, а в сочетании с обширным набором аксессуаров это должно обеспечить данной камере определенный успех среди покупателей - особенно давних поклонников техники SONY.
Автор: Марин Милчев
Источник: www.3dnews.ru
|