Сейчас мы рассмотрим для чего нужны DLL
(Dynamic Link Library - динамически компануемая
библиотека) и как их создавать. DLL- это
участок кода хранимый в файле с расширением
.dll. Код может быть использован другими
программами, но сама по себе библиотека
программой не является. Вобщем-то,
динамически компонуемые библиотеки
представляют собой набор
скомпилированныых функций. Но у ютих
библиотек есть свой особенности, так
например, если каккието две или более
программы для Windows одновременно
исполняются и используют функции,
находящиеся в одной DLL, то в памяти будет
постоянно находится только одна библиотека,
обеспечивая тем самым экономное
расходование памяти. Загрузка библиотеки в
память может быть статической и
динамической.
При статической загрузке DLL автоматически
загружается при запуске исользующего ее
приложения. Такая DLL содержит
экспортируемые функции, описание которых
находится в файле библиотеки импорта(import
library file - .lib). Для использования статической
загрузки вы должны на этапе компоновки к
программе додключить .lib файл вашей DLL. В C++
Builder это сводится к включения в проект .lib
файла через менджер проектов.
При диамической загрузке вы можете
загружать DLL при необходимости, выгрузить
ее когода она ненужна. Однако работать с
такими библиотеками сложнее чем со
статическими. Рассмотрим созздание и
использование DLL статической загрузки.
Статическая загрузка
Создадим сперва проект (File / New / DLL). Будет
создан проект, содержащий следующее:
int WINAPI DllEntryPoint(HINSTANCE hinst, unsigned long reason, void*) {
return 1;
}
и длинный коментарий предупреждающий вас
о том, что для работо способности вашей DLL
необходимо снеи обеспечить поствку
некоторых dll если вы используете экземпляры
класса String.
Для экспорта и импорта из DLL необходимо
использовать моди фикаторы __export и __import
соответсвенно. Но в C++ Builder можно
использовать новое ключевое слово __delspec() с
параметрами dllexport и dllimport соответсвенно.
Сами понимаете, что для того чтобы
эспортировать функции из библиотеки еужен
один заголовочный файл с описаниями
_delspec(dllexport) для экспортируемых функций, для
импорта функций в приложение вам
необходимо будет поставить анологичный
заголовочный файл но с _delspec(dllimport)
описаниями, что достаточно неудобно. Эта
проблема решается легко: добавте в
заголовочный файл библиотеки следующее:
#if defined(BUILD_DLL)
# define DLL_EXP __declspec(dllexport)
#else
# if defined(BUILD_APP)
# define DLL_EXP __declspec(dllimport)
# else
# define DLL_EXP
# endif
#endif
в исходном файле DLL напишите #define BUILD_DLL, а
вместо __declspec(dllexport) пишите DLL_EXP. При
написании программы добавте строчку #define
BUILD_APP, и просто подключите заголовочный
файл DLL.
Пример DLL: файл P.cpp
//---------------------------------------------------------------------------
#define BUILD_DLL
#include
#include "p.h"
#pragma hdrstop
//---------------------------------------------------------------------------
// Important note about DLL memory management when your DLL uses the
// static version of the RunTime Library:
//
// If your DLL exports any functions that pass String objects (or structs/
// classes containing nested Strings) as parameter or function results,
// you will need to add the library MEMMGR.LIB to both the DLL project and
// any other projects that use the DLL. You will also need to use MEMMGR.LIB
// if any other projects which use the DLL will be perfomring new or delete
// operations on any non-TObject-derived classes which are exported from the
// DLL. Adding MEMMGR.LIB to your project will change the DLL and its calling
// EXE's to use the BORLNDMM.DLL as their memory manager. In these cases,
// the file BORLNDMM.DLL should be deployed along with your DLL.
// To avoid using BORLNDMM.DLL, pass string information using "char *" or
// ShortString parameters.
//
// If your DLL uses the dynamic version of the RTL, you do not need to
// explicitly add MEMMGR.LIB as this will be done implicitly for you
//-------------------------------------------------------------------------
int WINAPI DllEntryPoint(HINSTANCE hinst, unsigned long reason, void*) {
return 1;
}
//-------------------------------------------------------------------------
void Message(char *s) {
i=10;
Application->MessageBox(s,"From DLL",IDOK);
}
Файл P.h
#if defined(BUILD_DLL)
# define DLL_EXP __declspec(dllexport)
#else
# if defined(BUILD_APP)
# define DLL_EXP __declspec(dllimport)
# else
# define DLL_EXP
# endif
#endif
DLL_EXP void Message(char *s);
DLL_EXP int i;
Скомпилируйте проект.
Если вы нажмете Run то после завершенния
построения будет выдано сообщение что
данная программа не можнт быть исполнена (естественно).
Теперь напишем вызывающую программу.
Втомже каталоге создайде новый проект (File /
New Application) в форму поместите одну кнопку и
создай обработчик события OnClick. Ваш
исполняемый файл должен представлять собой
слдующее:
//---------------------------------------------------------------------------
#include
#define BUILD_APP
#pragma hdrstop
#include "p.h"
#include "Unit1.h"
#include
//---------------------------------------------------------------------------
#pragma package(smart_init)
#pragma resource "*.dfm"
TForm1 *Form1;
//-------------------------------------------------------------------------
__fastcall TForm1::TForm1(TComponent* Owner) : TForm(Owner) {
}
//-------------------------------------------------------------------------
void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender) {
char c[10];
Message("roma");
for( ; i>0;i--) {
sprintf(c,"Example %d",i );
Application->MessageBox("Example of using DLL variable",(char*)c,IDOK);
}
}
//-------------------------------------------------------------------------
Не забудьте об объявлениях в начале файла.
Зайдите в менеджер проектов.Там откройте
свой проект и добавте .lib файл из
предыдушего проект с DLL( правый клик, пункт
ADD). Запустите проект.
Как видите, для того, чтобы вашу DLL можно
было использовать необходимо три файла:
сама DLL, заголовочный файл и библиотечный
файл .lib.
Динамическая загрузка
Динамическая загрузка горазда сложнее.
Однако для динамической загрузки требуется
только сама DLL ( не ненужен ни .lib ни
заголовочный файл, хотя его можно
исполбзовать для описания экспортируемых
функций для предполагемого пользователя).
Давайте рассмотрим на примере, как
производится динамическая загрузка.
Создайте новый прокт DLL и внесите в него
следующее:
extern "C" void __export Message(char *s) {
Application->MessageBox(s,"From DLL",IDOK);
}
Cкомпилируйте проект, в результате чего
будет создана DLL.
Теперь создайте проект приложения
анологичный проекту для использования
статической загрузки (форма с кнопкой и
обработчиком события кнопки OnClick) ниже
приведен код приложения:(Unit11.cpp)
//---------------------------------------------------------------------------
#include
#pragma hdrstop
#include "Unit11.h"
#include
//---------------------------------------------------------------------------
#pragma package(smart_init)
#pragma resource "*.dfm"
TForm1 *Form1;
//---------------------------------------------------------------------------
__fastcall TForm1::TForm1(TComponent* Owner) : TForm(Owner) {
}
//---------------------------------------------------------------------------
void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender) {
void (__stdcall *Message)(char *s);
HINSTANCE dllp = LoadLibrary("p.dll");
if (dllp) {
Message= (void(__stdcall *) (char*))
GetProcAddress(dllp, "_Message");
if (Message) Message("Hi From Dinamic DLL");
}
FreeLibrary(dllp);
}
//---------------------------------------------------------------------------
запустите это проект, при нажатии на
кнопку должно выдаватся сообшение. Теперь
разберемся, как это работает.
- void (__stdcall *Message)(char *s);-объявление
указателя на функцию.
- HINSTANCE dllp = LoadLibrary("p.dll");- загрузка
библиотеки в память.
- Message= (void(__stdcall *) (char*)) GetProcAddress(dllp,
"_Message"); присвоение указателю
адреса функции DLL.
- Message("Hi From Dinamic DLL"); рабочий вызов
фунциий (собственно то для чего все это и
делается).
- FreeLibrary(dllp);- выгрузка библиотеки из
памяти.
|