Глава 5. Немного развлечемся
На тему форматирования диска С существует огромное количество
шуток. Давайте напишем программу, которая будет представлять собой одну
из них. Идея - не моя; где-то когда-то я услышал ее. Выглядеть конечный
результат будет примерно так - пользователь запускает нашу программу -
нажимает на ней кнопку - и программа делает вид, что форматирует диск
С:, не реагируя при этом на судорожные движения пользователя. Естественно,
при создании шутки мы изучим новые элементы С++, а именно - текстовые
поля, вывод в них текста, создание индикатора и его изменение с течением
времени, а следовательно, и один из способов создания таймера. Также мы
научимся изменять внешний вид курсора - на известные всем "часики". Поговорим
мы также о типах переменных и познакомимся с оператором цикла.
Итак, вернемся к нашему проекту - "2000.ide". Зайдем в
редактор ресурсов, щелкнув на файле "2000app.rc", и откроем окно редактирования
нашей картинки "IDD_CLIENT (2000)". Перетащим нашу кнопку на самый верх
окна программы. Затем на панели "Controls" щелкнем на кнопке с большой
буквой "А" и нарисуем на нашей программе прямоугольник под кнопкой - см.рис.5.1.
Рис. 5.1. Создание элемента статического текста.
Если Вы уже прочитали подпись под рисунком 5.1, то поняли,
что этот элемент называется "статическим текстом". По смыслу названия
- это текст, который не изменяется, в отличие от редактируемого текста.
И используется обычно статический текст для надписей, которые существуют
на программе все время. Но изменить его не может пользователь, запускающий
программу, а мы - изнутри программы - в принципе, можем менять этот текст.
Чем мы и займемся. Но сначала, зайдя в "Properties" этого элемента (напоминаю
в последний раз - щелкнув на нем правой кнопкой и выбрав соответствующий
пункт в появившемся меню), удалим слово "Text1" - у нас сначала в этом
элементе ничего не будет.
Теперь для того, чтобы легко заставлять программу писать
на этом месте разные хорошие слова, поставим в соответствие этому элементу
некую переменную. Для этого, вызвав правой кнопкой меню, выберем уже известный
нам "ClassExpert". Выделенным окажется пункт IDC_STATICTEXT; щелкнем на
нем правой кнопкой - появится маленькое меню - в нем нас интересует пункт
"Add instance variable" - "добавить переменную" - см.рис.5.2.
Рис. 5.2. Связь статического текста с переменной.
В качестве имени переменной возьмем, например, "mytext1" - см.рис.5.3.
Рис. 5.3. Присвоение имени переменной.
Вернемся в редактор ресурсов и выберем в панели "Controls"
ярлычок "Common". Нажмем на кнопке.
Это - "индикатор процесса" - ну, вы, наверное, понимаете по названию и
по картинке на кнопке, о чем идет речь. Создадим прямоугольничек на нашей
программе сразу под текстовым элементом.
Кстати, наш статический текст будет сейчас "невидим" -
поскольку в нем сейчас ничего нет. Вызовем для индикатора "ClassExpert"
и присвоим нашему новому элементу IDC_PROGRESSBAR1 переменную "bar1".
Закроем "ClassExpert" и редактор ресурсов и вернемся в наш проект.
Задачка для самостоятельного решения - найдите все изменения,
которые "ClassExpert" внес в файлы проекта. Попробуйте сами, а потом переходите
на следующую страницу и прочитайте правильный ответ.
|