Основные
типы данных, операции и выражения
Основные объекты, с которыми работает
программа на языке Си - переменные и константы. Переменные
- поименнованые величины, значения которых,
в отличае от констант могут меняться а процессе
выполнения программы. Все переменные должны быть
описаны; в описаниях указываются их типы и,
возможно, начальные значения. Константам могут
быть присвоены имена- синонимы констант в
программе.
Имена
переменных. Имена могут состоять из букв
латинского алфавита, цифр и символа
подчеркивания "_", который считается буквой.
Строчные и прописные буквы различаются Beta, beta , BETA
- разные имена. Число символов в имени не
ограничено. В качестве имен переменных нельзя
исползовать зарезервированные слова типа if, else,
for, char, int и т.д. Все служебные слова должны быть
набраны малыми буквами.
Типы
данных. В языке Си имеются два существенно
различных типа данных: int- целый и float
- вещественный(с плавающей точкой). Из них можно
создавать еще два типа: char - символьный ,
double - вещественный с двойной точности. Из
этих четырех базовых типов может быть получено
много других типов. При необходимости
программист может изобрести любой желаемый
тип данных.
Целые
константы и константы с плавающей
точкой записываются в общепринятой для языков
программирования форме:
13, -941, 0, 76; 13.0, 13E+0, -1.76, 0.123e-2, 6.02E23
Плавающяя константа состоит из
десятичной целой части, десятичной точки,
десятичной дробной части и степени, которая
состоит из буквы E или е, за
которой следует десятичный порядок. Перед
показателями может стоять знак (+ или -). Либо
десятичная точка, либо показатель, но не оба
одновременно, могут быть опущены либо целая, либо
дробная части.
В языке Си существуют
правила записи восьмеричных и шестнадцате-
ричных чисел: если перед целым числом идет 0
(нуль). то это восьмеричная константа: 037, 0776;
начальные 0X или 0x указывают на шестнадцатеричное
число: 0x f37, 0X1FA.
Символьная
константа состоит из заключенного в
одиночные ковычки символа, например ' * ' . Символы
в языке Си фактически являются целочисленными
значениями. Их числовое значение соответствует
внутреннему (машинному) представлению символов и
некотором принятом стандартном коде. Например, в
коде ASCII, широко применяемом в мини- и
микрокомпьютерах, значение символа ' A ' равно
65, ' b ' - 98, ' 2' - 50.
Символы, не имеющие
графического изображения, и некоторые
спечиальные символы записываются следующим
образом: \n - новая строка, \t -
табуляция, \0 - нуль (пусто - конец строки),
\\ - обратная косая черта, \'
апостроф, \b - возрат на шаг, \r -
возрат коретки, \f - перевод страницы.
Присвоение константам сиволических имен
происходит с помощью процессорного утверждения
#define. Например, запись #define MAX 100 перед
текстом основной программы определяет имя MAX,
являющееся синонимом константы 100.
Строковая константа
- это последовательность нуля и более символов,
заключенная в двойные кавычки, например "Интересное
сообщение" или " " -
пустая строка. В конце каждой такой строки
транслятор помещяет нулевой символ \0, что
сильно облегчает программисту поиск конца
строки. Технически строка символов представляет
собой одномерный массив, каждый елемент которого
- один символ.
Описание
переменных. Все перменные должны быть
описаны до их испрльзования. Описание задает тип,
за которым следует список одной или более
переменных этого типа. Например:
int a, b; int low; char c; float x, dl;
Переменным в описаниях можно задавать
начальные значения, объединяя таким образом
описание и оператор присваивания.
int p = 1; float eps = 1.0 e-5;
Арифметические
операции. Существуют арифметические
операции: +, - , * , / и вычисление остатка
от деления - %. Есть унарная операция -
(унарный минус). При делении целых чисел дробная
часть отбрасывается. Порядок выполнения
операциями совпадает с общепринятыми: операции +
и- имеют одинаковый приоритет, причем он ниже
приоретета операций /, * и % . Самый
высокий приоритет унарный минус.
< Дальше >
|