Снова об интерфейсах и реализациях
Цель отделения интерфейса от реализации заключалась в сокрытии от клиента
всех деталей внутренней работы объекта. Этот фундаментальный принцип предусматривал
уровень косвенности, или изоляции (level of indirection), который
позволял изменяться количеству или порядку элементов данных в реализации
класса без перекомпиляции клиента. Кроме того, этот принцип позволял клиентам
обнаруживать расширенную функциональность путем опроса объекта на этапе
выполнения. И, наконец, этот принцип позволяет сделать библиотеку DLL
независимой от транслятора C++, который используется клиентом.
Хотя этот последний аспект и полезен, он далеко не достаточен для обеспечения
универсальной основы для двоичных компонентов. Важно отметить, что хотя
клиенты могут использовать любой выбранный ими транслятор C++, в конечном
счете это будет всего лишь транслятор C++. Приемы, описанные в предыдущей
главе, обеспечивают независимость от транслятора. В конце концов, главное,
что необходимо для создания действительно универсальной основы для двоичных
компонентов, - это независимость от языка. А чтобы достичь независимости
от языка, принцип отделения интерфейса от реализации должен быть применен
еще раз.
Рассмотрим определения интерфейса, использованные в предыдущей главе.
Каждое определение интерфейса принимало форму определения абстрактного
базового класса C++ в заголовочном файле C++. Тот факт, что определение
интерфейса постоянно находится в файле, читаемом только на одном языке,
вскрывает один остаточный признак реализации этого объекта - язык, на
котором он был написан. Но, в конечном счете, объект должен быть доступен
для любого языка, а не только для того, который выбрал разработчик объекта.
Предусматривая только совместимое с C++ определение интерфейса, разработчик
объекта тем самым вынуждает всех использующих этот объект также работать
на C++.
Хотя C++ - чрезвычайно полезный язык программирования, существует множество
областей программирования, где больше подходят другие языки. Но точно
так же, как проблемы совместимости при компоновке можно решить путем обеспечения
всех существующих компиляторов файлами определения модуля, возможно и
перевести определение интерфейса с C++ на любые другие языки программирования.
А так как двоичная сигнатура интерфейса есть просто сочетание vptr/vtbl,
этот перевод может быть сделан для большой группы языков.
Проделывание этих языковых преобразований данных для всех известных
интерфейсов потребовало бы огромного количества работы, а главное - невозможно
успевать делать это для бурного потока языков программирования, которые
индустрия программного обеспечения не устает изобретать чуть ли не каждую
декаду. Идеально было бы написать сервисную программу, которая переводила
бы определения класса C++ в некую абстрактную промежуточную форму. Из
этой промежуточной формы такая программа могла бы преобразовывать данные
для любого языка программирования, имеющего соответствующий выходной генератор
(back-end generator). По мере того как новые языки приобретают значимость,
могли бы добавляться новые выходные генераторы, и все ранее определенные
интерфейсы смогли бы тотчас использоваться в совершенно новом контексте.
К сожалению, язык программирования C++ полон неоднозначностей, что делает
его малопригодным для преобразования данных на все мыслимые языки. Многие
из этих неоднозначностей приводят к неопределенным соотношениям между
указателями, памятью и массивами. Это не является проблемой, когда оба
объекта: вызывающий (caller) и вызываемый (callee) -
скомпилированы на С или на C++, но они не могут быть точно переведены
на другие языки без дополнительной квалификации. Поэтому, чтобы устранить
зависимость определения интерфейса от языка, используемого в какой-либо
конкретной реализации, необходимо для определений интерфейсов использовать
один язык, а для определений реализации - другой. Если все участники
договорятся о едином языке для определений интерфейсов, то станет возможным
определить интерфейс однажды и получать по мере необходимости новые представления
реализации на специфических языках. СОМ предусматривает язык, который
основан на хорошо известном синтаксисе С, но добавляет возможность при
переводе на другие языки корректно устранить неоднозначность любых особенностей
языка С. Этот язык называется языком описаний интерфейса (Interface Definition
Language - IDL).
IDL
Методы и их результаты
Интерфейсы и IDL
Интерфейс IUnknown
Управление ресурсами и IUnknown
Приведение типов и IUnknown
Реализация IUnknown
Использование указателей интерфейса СОМ
Оптимизация QueryInterface
Типы данных
Атрибуты и свойства
Исключения
Где мы находимся?
|