Классы и IDL
Как уже отмечалось в начале этой главы, СОМ рассматривает интерфейсы
и классы как отдельные сущности. В свете этого классы СОМ (а равно и интерфейсы
СОМ) должны быть определены в IDL с целью обеспечить независимое от языка
описание конкретных типов данных, которые может экспортировать сервер.
IDL-определение класса СОМ содержит список интерфейсов, которые экспортируются
элементами класса, исключая катастрофический сбой:
[uuid(753A8A7D-A7FF-11d0-8C30-0080C73925BA)]
coclass Gorilla {
interface IApe;
interface IWarrior;
}
IDL-определения коклассов (coclass) всегда появляются
в контексте определения библиотеки (library definition). В IDL
определения библиотек используются для группирования набора типов данных
(например, интерфейсы, коклассы, определения типов) в логический блок
или пространство имен. Все типы данных, появляющиеся в контексте определения
библиотеки IDL, будут отмечены в результирующей библиотеке типов. Библиотеки
типов используются вместо IDL-файлов такими средами, как Visual Basic
и Java.
Как правило, IDL-файл может содержать один библиотечный оператор, и
все типы данных, определенные или использованные внутри определения библиотек,
появятся в генерируемой библиотеке типа:
// apes.idl
// bring in IDL definitions of ape interfaces
// введем IDL-определения интерфейсов обезьян
import "apeitfs.idl";
[
uuid(753A8A80-A7FF-11d0-8C30-0080C73925BA),
// LIBID - идентификатор библиотеки
version(1.0),
// version number of library - номер версии библиотеки
lcid(9),
// locale ID of library (english)
// код локализации библиотеки (english)
helpstring("Library of the Apes")
// title of library - заголовок библиотеки
]
library ApeLib
{
importlib("stdole32.tlb");
// bring in std defs. - вносим стандартные опредепения
[uuid(753A8A7D-A7FF-11d0-8C30-0080C73925BA)]
coclass Gorilla {
[default] interface IApe;
interface IWarrior;
}
[uuid(753A8A7E-A7FF-11d0-8C30-0080C73925BA)]
coclass Chimpanzee {
[default] interface IApe;
interface IEgghead;
}
[uuid(753A8A7F-A7FF-11d0-8C30-O080C73925BA)]
coclass Orangutan {
[default] interface IApe;
interface IKeeperOfTheFaith;
}
}
Атрибут [default] показывает, какой из интерфейсов наиболее
близко представляет внутренний тип класса. В тех языках, которые распознают
этот атрибут, [default] позволяет программисту объявлять ссылки
объекта, используя только имя кокласса СОМ:
Dim ursus as Gorilla
Исходя из IDL-определения для Gorilla, данный оператор эквивалентен
следующему:
Dim ursus as IApe
поскольку IApe является интерфейсом по умолчанию для класса
Gorilla. В любом случае программист мог вызывать методы EatBanana
и SwingFromTree с переменной ursus. Если атрибут [default]
не указан, то он неявно добавляется к первому интерфейсу в определении
coclass.
Имея указанное выше библиотечное определение IDL, результирующий заголовочный
файл apes.h будет использовать препроцессор С для включения файла
apesitfs.h. Этот файл apesitfs.h будет содержать определения
абстрактных базовых классов для четырех интерфейсов СОМ IApe,
IWarrior, IKeeperOfTheFaith и IEgghead. Кроме
того, файл apes.h будет содержать объявления GUID для каждого
класса:
extern "С" const CLSID CLSID_Gorilla;
extern "С" const CLSID CLSID_Chimpanzee;
extern "С" const CLSID CLSID_Orangutan;
Соответствующий файл apes_i.с будет содержать определения этих
CLSID. Сгенерированная библиотека типов apes.tlb будет
содержать описания каждого из интерфейсов и классов, что позволит программисту
на Visual Basic написать следующее:
Dim ape As IApe
Dim warrior as IWarrior
Set ape = New Gorilla
' ask СОМ for a new gorilla
' запрашиваем СОМ о новой gorilla
Set warrior = ape
А вот так выглядит Java-версия того же самого кода:
IАре аре;
IWarrior warrior;
аре = new Gorilla();
// no cast needed for [default]
// никаких приведений не требуется для [default] ???
warrior = (IWarrior)ape;
Оба этих фрагмента кода предписывают виртуальной машине использовать
CLSID_Gorilla для сообщения CoCreateInstanceEx о том,
какой тип объекта нужно создать.
В предыдущем IDL на каждый из интерфейсов IApe, IWarrior,
IEgghead и IKeeperOfTheFaith есть ссылки из определения
библиотеки. По этой причине их определения присутствуют в генерируемой
библиотеке типов, несмотря та то, что они определены вне области действия
определения библиотеки. В действительности любые типы данных, используемые
как параметры или как базовые интерфейсы для данных интерфейсов, будут
в то же время присутствовать в генерируемой библиотеке. Существует хорошая
практика - определять оператор с реализацией библиотеки в отдельном IDL-файле,
который импортирует все необходимые определения интерфейсов из внешнего
IDL-файла, содержащего только описания интерфейсов. Такая практика является
обязательной в больших проектах со многими IDL-файлами, так как для IDL-файла,
содержащего определение библиотеки, недопустимо импортировать другой IDL-файл,
который также содержит определение библиотеки. Путем разделения определений
библиотеки по отдельным IDL-файлам можно корректно импортировать интерфейсы,
используемые библиотекой, в другие проекты, не беспокоясь о множественных
определениях библиотеки. Если не использовать этот способ, то существует
только одна возможность импортировать определение интерфейса из IDL-файла,
содержащего определение библиотеки, - использовать директиву importlib:
// humans.idl
// apeitfs.idl DOESN'T have a library statement, so import
// apeitfs.idl HE ИМЕЕТ оператора library, поэтому импортируем
import "apeitfs.idl";
[
uuid(753A8AC9-A7FF-11d0-8C30-0080C73925BA),
version(1.0), lcld(9), helpstring("Humans that need apes")
// "Люди, нуждающиеся в обезьянах"
]
library HumanLib {
importlib("stdole32.tlb");
// bring in std defs. - вносим стандартные определения
// Dogs.idl DOES have a library definition, so importlib
// its corresponding type library
// Dogs.idl ИМЕЕТ определение библиотеки, поэтому
// импортируем библиотеку соответствующего типа
importlib("dogs.tlb");
[uuid(753A8AD1-A7FF-11d0-8C30-0080C73925BA)]
coclass DogApe {
interface IDog;
interface IApe;
}
}
В простых проектах часто используется один IDL-файл, в котором определяются
как интерфейсы, так и классы, экспортируемые из проекта. Для простых интерфейсов
это имеет смысл, так как генерируемая библиотека типов будет содержать
взаимно однозначные образы исходных определений IDL, что позволит пользователям
этой библиотеки применять importlib без потери информации. К
сожалению, в случае сложных интерфейсов многие из исходных IDL-измов (IDL-ism)
теряются в результирующей библиотеке типов, и тогда importlib
не будет работать так, как хотелось бы. Грядущая версия компилятора MIDL,
быть может, будет способна генерировать библиотеки типов, которые будут
содержать все из исходного IDL.
Эмуляция классов
Категории компонентов
Где мы находимся?
|