Borland Pascal представляет собой не только быстрый компиля-
тор Паскаля. Это эффективный компилятор, интегрированную интерак-
тивную среду которого очень легко изучать и использовать. При ра-
боте с Borland Pascal для того, чтобы создавать, отлаживать и за-
пускать программы на Паскале, вам не требуется использовать от-
дельный редактор, компоновщик, компилятор и отладчик. Все эти
средства встроены в Borland Pascal и доступны из интегрированной
интерактивной среды разработки программ (IDE).
Примечание: Если вы предпочитаете использовать компи-
лятор режима командной строки. См. Главу 3 "Компиляторы,
работающие в режиме командной строки" в "Справочном руко-
водстве программиста".
Имея пакет Borland Pascal, вы можете выбрать одну из трех
интегрированных сред:
* BP.EXE, интегрированную среду разработки программ, которая
работает в защищенном режиме DOS и генерирует прикладные
программы DOS реального режима, DOS защищенного режима и
Windows.
Чтобы запустить BP.EXE, вы должны иметь компьютер с про-
цессором 80286 или старше и не менее 2 мегабайт памяти.
Поскольку IDE работает в защищенном режиме, ее емкость ог-
раничена только объемом доступной на компьютере памятью.
* TURBO.EXE, интегрированную среду, которая работает в ре-
альном режиме DOS и генерирует только прикладные программы
DOS реального режима.
* BPW.EXE, интегрированную среду, которая работает под
Windows и генерирует прикладные программы DOS реального
режима, Windows и DOS защищенного режима.
В этой главе поясняются основы использования IDE для DOS.
Если вы уже имеете опыт работы в Windows, то вам известны
основы работы в IDE Windows, поскольку вы знаете как работает
сама Windows. Если вы не знакомы с IDE для Windows фирмы Borland,
то следует просмотреть сначала Главу 4 "Программирование в интег-
рированной среде для DOS". IDE для DOS и Windows во многом похо-
жи: в обеих средах большинство задач выполняются аналогично. Ког-
да вы поймете, как выполнять задачи по программированию в IDE,
прочитайте Главу 5 "Программирование и интегрированной интерак-
тивной среде для Windows", где рассказывается о средствах, специ-
фических в IDE для Windows и об отличиях IDE для DOS и для
Windows.
Запуск IDE
Перейдите в подкаталог Borland Pascal, созданный программой
Install. Обычно этим каталогом является каталог C:\BP\BIN. Чтобы
запустить IDE защищенного режима, введите команду:
BP
Примечание: О параметрах запуска Borland Pascal расс-
казывается в Главе 4 "Программирование в интегрированной
среде для DOS".
Файлы DPMI16BI,OVL и RTM.EXE должны находиться в текущем ка-
талоге или в каталоге, указанном в маршруте, иначе BP.EXE не за-
пустится.
Чтобы запустить IDE, работающую в реальном режиме, введите
команду:
TURBO
Компоненты интегрированной среды
Интегрированная интерактивная среда разработки программ со-
держит три видимых компонента: строку меню в верхней части экра-
на, оперативную область и строку состояния в нижней части экрана.
При активной строке меню вы увидите подсвеченный заголовок меню.
Это текущее выбранное меню.
Выбрать команды меню вы можете с помощью клавиатуры или "мы-
ши".
Выбрать команды меню с помощью клавиатуры можно следующим
образом:
1. Нажмите клавишу F10. Это активизирует строку меню.
2. Для выбора меню, которое вы хотите вывести, используйте
клавиши стрелок. Затем нажмите Enter.
Примечание: Чтобы отменить действие, нажмите клавишу
Esc.
В качестве сокращения этого шага вы можете нажать подсве-
ченную букву заголовка меню. Например, находясь в строке
меню, нажмите E для быстрого вывода меню Edit. Либо без
активизации строки меню вы можете нажать для вывода нуж-
ного меню клавишу Alt и подсвеченную букву.
3. Для выбора нужной команды меню используйте клавиши стре-
лок. Затем нажмите клавишу Enter.
Здесь снова в качестве альтернативного варианта вы можете
для выбора команды при выводе меню просто нажать подсве-
ченную букву.
При этом Borland Pascal либо выполнит команду, либо выве-
дет диалоговое окно или другое меню.
Для выбора команд можно также использовать "мышь". Для это-
го:
1. Для вывода нужного меню щелкните кнопкой "мыши", остано-
вившись на нужном заголовке меню.
2. Щелкните кнопкой "мыши" на нужной команде.
Примечание: Вы можете настроить действие Ctrl+правая
кнопка "мыши" и даже поменять действия кнопок "мыши"; вы-
берите команду Options|Enviroment|Mouse.
Вы можете также "вытянуть" меню из заголовка вниз до команды
меню. Освободите кнопку "мыши" на нужной команде (если ваши наме-
рения изменятся, просто убедите меню обратно - команда выбрана не
будет).
Если за командой меню следует многоточие (...), выбор коман-
ды приводит к выводу диалогового окна. Если за командой указана
закрашенная стрелка (>), то эта команда приводит к другому меню
(всплывающему меню). Команда баз многоточия или стрелки указы-
вает действие, выполняемое при ее выборе.
Иногда команды меню выводятся "тусклыми", и при их выборе
ничего не происходит. Это случается, когда выбор отдельной коман-
ды в данном контексте не имеет смысла. Например, если в текущем
окне редактирования у вас нет выделенного блока, вы не сможете
вырезать, копировать или стирать текст, поскольку не указали ре-
дактору, сколько текста нужно вырезать, скопировать или стереть.
Следовательно, соответствующие команды (Cut, Copy и Clear) будут
в меню Edit тусклыми. После выделения текста в окне редактирова-
ния вы сможете выбирать эти команды.
Оперативные клавиши
Работая с клавиатурой, для доступа к строке меню и командам
вы также можете использовать множество сокращенных вариантов ко-
манд (оперативных клавиш). Перейти в основное меню и активизиро-
вать его элементы можно нажатием клавиши Alt и подсвеченной бук-
вы. Когда вы находитесь в меню, можете нажать подсвеченную букву
элемента или следующее за ней сокращение. Оперативные клавиши
можно использовать в любом месте IDE - для этого не требуется
сначала выводить меню.
Строка состояния также содержит оперативные клавиши. Для вы-
бора соответствующей команды нажмите оперативную клавишу или
щелкните "мышью" на фактическом представлении оперативной клавиши
в строке состояния.
Окна IDE
Большинство и того, что вы видите в IDE, происходит в окне.
Окно - это область экрана, которую можно перемещать, масштабиро-
вать, перекрывать, выводить без перекрытия, закрывать, открывать
и изменять ее размер.
+----------------+ +-----------+ +-------------------------+
| Для быстрого | | Заголовок | | Кнопка масштабирования |
| закрытия окна | | содержит | | содержит значок, на |
| можно щелкнуть | | название | | котором можно щелкнуть |
| "мышью" на | | данного | | мыщью для распахивания |
| блоке закрытия | | окна | | или сжатия окна |
| окна | +--------+--+ +-----------------------+-+
+---+------------+ | |
| | |
v v v
+==[X]================= Заголовок окна ================== 3 =[^]+
| ^ ^
| | #
| +-------------------------+---+ #
| | Каждое открытое окно имеет | #
| | номер. Используйте Alt и # | X
| | для открытия окна. | #
| +-----------------------------+ #
| #
| +----------+ +--------------------------------+ #
| | Строка и | | Используйте полосы прокрутки | #
| | столбец | | с "мышью" для перемещения +------->#
| | позиции | | содержимого окна. | #
| | курcора | +--------------+-----------------+ #
| +---+------+ | #
| | | #
| v v v
+=*=1:1===<##############X####################################>-+
^ +------------------------------+ ^
++------------+ | Чтобы сделать окно больше +---+
| Индикатор | | или меньше, буксируйте угол |
| модификации | | изменения размера. |
| файла | +------------------------------+
+-------------+
Рис. 3.1 Типичное окно.
При работе в IDE вы можете открыть и использовать множество
окон, но в каждый момент времени активным может быть только одно
окно. Активное окно - это то окно, в котором вы в данный момент
работаете. Любая команда, которую вы выбираете, или текст, кото-
рый вы набираете, относится только к активному окну. Однако, ес-
ли вы открыли в нескольких окнах один и тот же файл, любое дейс-
твие, применяемое к этому файлу, может отражаться на всех окнах,
содержащих его.
Существует несколько типов окон, но большинство из них со-
держат следующие элементы:
- строку заголовку;
- элемент закрытия;
- полосы прокрутки;
- угол изменения размера;
- элемент "распахивания";
- номер окна.
IDE отмечает активное окно, обрисовывая его двойной рамкой,
благодаря чему его можно легко идентифицировать на экране. Если
ваши окна перекрываются, то активное окно всегда находится перед
всеми другими ("переднее" окно).
В активном окне редактирования в левом верхнем углу выводят-
ся также значения текущей строки и столбца. Если вы модифицирова-
ли файл, слева от значений столбца и строки выводится звездочка
*.
Элемент закрытия окна находится в верхнем левом углу. Пози-
ционировав на этот элемент "мышь" и щелкнув кнопкой, вы можете
быстро закрыть данное окно (в противном случае можно выбрать ко-
манду Window|Close). Справочное окно Help считается временным,
поэтому закрыть его можно просто нажав клавишу Esc.
Верхняя горизонтальная строка меню, строка заголовка, содер-
жит название окна и его номер. Двойной щелчок кнопкой "мыши" на
заголовке окна приводит к его "распахиванию" (увеличению до раз-
мера полного экрана) или наоборот, восстановлению предыдущего
размера, если оно уже распахнуто. Вы можете также перемещать
(буксировать) с помощью "мыши" заголовок, что приводит к переме-
щению окна.
Каждому открываемому вами окну присваивается номер (он ука-
зывается справа вверху). Нажатие клавиш Alt+0 дает вам список
всех открытых окон. Окно можно сделать активным, нажав клавишу
Alt в сочетании с номером окна. Например, если справочное окно
Help имеет номер 5, но перекрыто сейчас другим окном, нажатие
Alt+5 переводит вас в это окно (оно становится первым).
Примечание: Borland Pascal нумерует только первые 9
открытых вами окон.
В правом верхнем углу окна выводится элемент распахивания
(масштабирования) окна. Если символ в этом элементе представляет
собой стрелку вверх, то щелчок кнопкой "мыши" при позиционирова-
нии в этом элементу приведет к максимальному увеличению его раз-
мера (распахиванию). Если это двойная стрелка, то окно уже имеет
максимальный размер. В этом случае щелчок кнопкой "мыши" возвра-
щает окно к предыдущему размеру. Чтобы "распахнуть" окно с по-
мощью клавиатуры, выберите команду Window|Zoom или нажмите клави-
шу F5.
Примечание: Двойной щелчок "мышью" на строке заголовка
окна также приведет к его распахиванию или восстановлению
размера.
Полоса прокрутки - это вертикальная или горизонтальная
полоса, которая выглядит следующим образом:
<###########################X##############################>
Эти полосы можно использовать при работе с "мышью" для прок-
рутки содержимого окна.
* Если щелкнуть кнопкой "мыши", позиционировавшись в конце
полосы, это приведет к прокрутке на одну строку.
* Если нажать и не отпускать кнопку, прокрутка будет продол-
жаться.
* Нажатие кнопки "мыши" на затененной области в конце полосы
прокрутки (стрелки) приведет к постраничному "листанию".
* Если вы с помощью "мыши" будете перемещать (буксировать)
по полосе прокрутки скользящий маркер (здесь он отмечен
символом X), то содержимое окна сместится (прокрутится) в
соответствии с относительной позицией полосы прокрутки.
Примечание: Полосы прокрутки позволяют любому пользо-
вателю (использующему "мышь" или клавиатуру) видеть, как
далеко он продвинулся в файле.
В правом нижнем углу окна находится элемент изменения разме-
ра. Вы можете буксировать этот угол с помощью "мыши", увеличивая
или уменьшая размеры окна. Указанный угол отмечен одинарной, а не
двойной линией, как остальная граница окна.
Чтобы изменить размер окна с помощью клавиатуры, сделайте
следующее:
1. Используйте команду Size/Move меню Window, или нажмите
клавиши Ctrl+F5.
2. Удерживая нажатой клавишу Shift, для изменения размера
окна используйте клавиши стрелок.
Чтобы переместить окно с помощью клавиатуры, сделайте следу-
ющее:
1. Используйте команду Size/Move меню Window, или нажмите
клавиши Ctrl+F5.
2. Для перемещения окна используйте клавиши стрелок.
4
Управление окном
В Таблице 3.1 кратко перечислено, как можно управлять окнами
в Borland Pascal. Заметим, что для выполнения этих действий вам
не требуется "мышь" - можно прекрасно обойтись и клавиатурой.
Работа с окнами Таблица 3.1
+---------------------+----------------------------------------+
|Чтобы: | Используйте следующие методы: |
+---------------------+----------------------------------------|
|Открыть окно | Команду Choose File|Open для открытия|
|редактора | файла и вывода его на экран, или клави-|
| | шу F3. |
+---------------------+----------------------------------------|
|Открыть другие окна | Выберите нужное окно из меню Window в|
| | меню Tools или Debug. |
+---------------------+----------------------------------------|
|Закрыть окно | Команду Close меню Window (или клави-|
| | ши Alt+F3), либо щелкните кнопкой "мы-|
| | ши" на элементе закрытия окна. |
+---------------------+----------------------------------------|
|Увидеть предыдущее | Выберите команду Window|Previous или |
|окно | используйте клавиши Shift+F6. |
+---------------------+----------------------------------------|
|Активизировать окно | Щелкните кнопкой в любом месте окна,|
| | или |
| | |
| | Нажмите клавишу Alt, плюс номер окна (в|
| | верхнем правом углу окна), или |
| | |
| | Используйте команду Choose Window|List|
| | (Выбор окна|Список), или нажмите клави-|
| | ши Alt+0 и выделите окно из списка, или|
| | |
| | Используйте команду Choose Window|Next|
| | или F6, чтобы сделать активным следую-|
| | щее (в том порядке, как вы их открыва-|
| | ли) окно. Либо нажмите клавиши Alt+F6,|
| | чтобы сделать активным предыдущее окно.|
+---------------------+----------------------------------------|
|Переместить активное | Переместите с помощью "мыши" строку|
|окно | заголовка или нажмите клавиши Ctrl+F5|
| | (Window|Size/Move - Окно|Размер/Переме-|
| | щение) и используйте для позиционирова-|
| | ния окна в нужное место клавиши управ-|
| | ления курсором, после чего нажмите кла-|
| | вишу Enter. |
+----------------------+----------------------------------------+
| Чтобы: | Используйте следующие методы: |
+----------------------+----------------------------------------|
|Изменить размер | Переместите с помощью "мыши" угол из-|
|активного окна | менения размера (или любой другой|
| | угол). Либо выберите команду Window||
| | Size/Move и нажмите клавишу Shift, если|
| | вы используете для изменения размера|
| | окна клавиши управления курсором. После|
| | этого нажмите клавишу Enter. Можно ис-|
| | пользовать сокращенный вариант - нажать|
| | Ctrl+F5 и использовать клавишу Shift|
| | совместно с клавишами управления курсо-|
| | ром (стрелки). |
+---------------------+----------------------------------------|
|Масштабировать | Нажмите кнопку "мыши", позиционировав-|
|активное окно | шись на элементе в правом верхнем уг-|
| | лу окна, или |
| | |
| | Дважды щелкните кнопкой, позициониро-|
| | вавшись в строке заголовка, или |
| | |
| | Используйте команду Choose|Window|Zoom,|
| | или нажмите клавишу F5. |
+---------------------+----------------------------------------+
Строка состояния
Строка состояния выводится в нижней части экрана. Она выпол-
няет следующие четыре функции:
- напоминает вам об основных и оперативных клавишах, приме-
нимых в данный момент к активному окну;
- сообщает, какие можно вместо выбора команд меню и нажатия
оперативных клавиш использовать кнопки "мыши";
- сообщает, что делает программа, например, выводит сообще-
ние "Saving имя_файла" при сохранении файла редактором;
- предлагает краткие пояснения по некоторым командам меню и
элементам диалоговых окон.
При переключении окон или изменении выполняемых действий
строка состояния изменяется. Наиболее общий вид строка состояния
имеет, когда вы записываете или редактируете программы в окне
Edit. Это показано ниже:
+---------------------------------------------------------------+
|F1 Help F2 Save F3 Open Alt+F9 Compile F9 Make F10 Menu|
+---------------------------------------------------------------+
^ ^ ^ ^ ^ ^
| | | | | |
Справка Сохранение Открытие Компиляция Формирование Меню
Рис. 3.2 Типичная строка состояния.
Диалоговые окна
Если после команды меню указано многоточие (...), то по этой
команде открывается диалоговое окно. Диалоговое окно предоставля-
ет удобный способ просмотра и установки набора параметров.
Для установок значений в диалоговом окне используется пять
основных способов управления экраном: кнопки с зависимой фиксаци-
ей, командные кнопки, кнопки с независимой фиксацией (параметры),
элементы (блоки) ввода и блоки списка. Приведем пример типичного
диалогового окна, на котором иллюстрируются некоторые из этих
элементов:
+=[X]========== Типичное диалоговое окно ====================+
| |
| |
| Блок ввода Блок списка >[###OK###]<|
| +----------------------+ +---------------+ |
| |######################||v| |Элемент 1 ^| |
| +----------------------+ |Элемент 2 X| [#Cancel#] |
| |Элемент 3 X| |
| Кнопки с Кнопки с |Элемент 4 X| |
| независимой зависимой |Элемент 5 X| |
| фиксацией фиксацией |Элемент 6 X| |
| |Элемент 7 @| |
| [X] Парам. 1 ( ) Парам. A |Элемент 8 X| |
| [ ] Парам. 2 (.) Парам. B |Элемент 9 v| [##Help##] |
| [X] Парам. 3 ( ) Парам. C +---------------+ |
| [ ] Парам. 4 ( ) Парам. D |
| [ ] Парам. 5 |
| |
+============================================================+
Рис. 3.3 Типичное диалоговое окно.
Командные кнопки
Данное диалоговое окно содержит три стандартных командных
кнопки: OK, Cancel и Help.
* Если вы выберите OK (Подтверждение), то выбор, заданный в
диалоговом окне, будет зафиксирован в Borland Pascal.
* Если вы выбираете Cancel (Отмена), то внесенные изменения
игнорируются, а диалоговое окно остается на экране.
* Выбор Help (Справка) приводит к выводу в IDE справочной
информации по данному диалоговому окну. Клавиатурным экви-
валентом для кнопки Cancel всегда является клавиша Esc
(даже если Cancel не выводится).
Если вы работаете с "мышью", то можете просто щелкнуть кноп-
кой, позиционировавшись на нужной командной кнопке. При использо-
вании клавиатуры для активизации элемента (кнопки) можно нажимать
подсвеченные в нем буквы. Например, нажатие буквы K приводит к
выбору функциональной кнопки OK. Нажатие Tab или Shift+Tab приво-
дит к перемещению в диалоговом окне вперед или назад от одного
управляющего элемента к другому. Когда элемент становится актив-
ным, он подсвечивается. Если кнопка выбрана, чтобы задействовать
ее, просто нажмите Enter.
Командная кнопка OK диалогового окна является используемой
по умолчанию. Это означает, что для выбора данной кнопки нужно
только нажать клавишу Enter. (В системах с монохромным дисплеем
используемые по умолчанию кнопки указываются стрелками, в систе-
мах с цветным дисплеем они подсвечиваются.) Нужно помнить о том,
что переход к командной кнопке с помощью клавиши Tab делает ее
используемой по умолчанию.
Примечание: С помощью клавиши Tab вы можете выбрать
другую кнопку. Для выбора этой кнопки нажмите клавишу
Enter.
Кнопки с зависимой и независимой фиксацией
В любой момент вы можете установить любое число кнопок с не-
зависимой фиксацией. Когда вы выбираете кнопку с независимой фик-
сацией, в ней появляется символ X, показывающий, что она установ-
лена. Пустой элемент показывает, что он не установлен (выключен).
Вы можете установить (включить) кнопку с независимой фикса-
цией тремя способами:
* позиционировав на ней или на ее тексте "мышь" и щелкнув
кнопкой;
* нажимая клавишу Tab (и клавиши стрелок), пока не будет
подсвечена нужная кнопка с независимой фиксацией (или ее
группа), а затем нажав клавишу пробела.
* нажав подсвеченную в тексте букву.
На монохромных мониторах IDE отмечает активную кнопку с не-
зависимой фиксацией символом >> после этой кнопки. При нажатии
клавиши Tab символ >> перемещается к следующей группе кнопок с
зависимой или независимой фиксацией.
Примечание: Кнопки с зависимой фиксацией называются так
потому, что они действуют, как группа кнопок, где нажать в
каждый момент можно только одну кнопку (как при выборе те-
леканала). При нажатии кнопки прежняя нажатая кнопка возв-
ращается в исходное положение.
Кнопки с зависимой фиксацией отличаются от кнопок с незави-
симой фиксацией тем, что они представляют взаимоисключающие воз-
можности выбора. По этой причине кнопки с зависимой фиксацией
всегда выводятся в виде группы, и в любой группе в каждый момент
можно выбрать только одну кнопку.
Существует три способа выбора кнопок с зависимой фиксацией:
* щелкните на ней или ее тексте кнопкой "мыши";
* наберите подсвеченную в соответствующем тексте букву;
* нажимайте клавишу Tab, пока группа не будет подсвечена, а
затем для выбора конкретной кнопки используйте клавиши уп-
равления курсором: для выхода из группы с новым выбранным
функциональным переключателем нажмите клавишу Tab или
Shift+Tab.
Блоки ввода
Блок ввода - это тот элемент, в котором вы можете вводить в
свою прикладную программу текст. В элементах (полях) ввода можно
использовать большинство основных клавиш редактирования, напри-
мер, клавиши стрелок, Home, End и переключатель вставки/замены
Ins. Если вы продолжаете набирать текст при достижении конца эле-
мента ввода, его содержимое будет автоматически прокручиваться.
Если в элементе имеется больше текста, чем показано, то на концах
его выводятся закрашенные стрелки (< и >). Для прокрутки текста
вы можете позиционироваться на этих стрелках и щелкнуть кнопкой
"мыши".
Если вам требуется ввести в блоке ввода управляющие символы
(такие, как ^L или ^M), то перед этими символами нужно указать
префиксный символ ^P. Поэтому, например, для ввода ^L в поле вво-
да нужно использовать последовательность ^P^L. Это полезно приме-
нять при вводе строк.
Если справа от блока ввода указывается символ стрелки вниз,
то с этим элементом связан протокол ввода. Для просмотра протоко-
ла используйте клавишу со стрелкой вниз, а выбрав нужный элемент
из списка, нажмите Enter. В списке (протоколе) выводится весь
текст, который вы набирали в элементе ввода ранее. Если вы хотите
заново набрать текст, который уже был введен, нажмите клавишу
стрелки вниз или щелкните кнопкой "мыши" на символе "стрелка
вниз". Можно также редактировать запись из протокола. Для выхода
из списка протокола без выбора нажмите клавишу Esc.
Приведем пример протокола для элемента Find text (Поиск
текста). Если вы ранее использовали его семь раз, он может выгля-
деть следующим образом:
+---------------------++---+
Text to find |#####################|| v |
+---------------------++---+
+=========================+
| date = record ^
| Writeln(' #
| string[7] #
| { X
| AbortCode v
+=========================+
Рис. 3.4 Пример протокола в диалоговом блоке.
Блоки списка
Во многих диалоговых окнах присутствует еще один компонент -
блок списка. Этот список позволяет вам просматривать и выбирать
запись из списка переменной длины, не выходя из диалогового окна.
Если в списке появляется мерцающий курсор и вы хотите что-то най-
ти, можно ввести слово (или его первые буквы), после чего IDE вы-
полнит его поиск.
Активизировать блок списка можно щелкнув на нем кнопкой "мы-
ши" или выбрав подсвеченную букву заголовка списка (либо нажать
клавишу Tab или клавиши управления курсором, пока он не будет
подсвечен). После вывода списка для его просмотра можно использо-
вать полосу прокрутки или клавиши стрелок (вверх и вниз) на кла-
виатуре.
Теперь вы познакомились с основными понятиями использования
IDE и готовы использовать интегрированную среду для разработки
прикладных программ. См. следующую главу - "Программирование в
интегрированной интерактивной среде для DOS".
|