Большой архив статей, книг, документации по программированию, вебдизайну, компьютерной графике, сетям, операционным системам и многому другому
 
<Добавить в Избранное>    <Сделать стартовой>    <Реклама на сайте>    <Контакты>
  Главная Документация Программы Обои   Экспорт RSS E-Books
 
 

   Программирование -> Delphi / Pascal -> Иконки в трейбаре? Проще чем кажется!


Иконки в трейбаре? Проще чем кажется!

Во многих форумах с завидной систематичностью выплывают вопросы об иконках в трее и многие программеры с недовольством отвечают: "Это же так просто, почитай документацию". Да, действительно просто - но лучше все посмотреть на практике, в человеческом, так сказать, изложении. Эта статья как раз и предназначена для заполнения некоторого "информационного вакуума" сложившегося по данной теме и расскажет о некоторых приемах работы с треем в Delphi.

Определения

Итак, tray - это область рабочего стола Explorer'а, которая находится в одном из углов экрана, "там где часы". Вся информация, которую можно "почерпнуть" из трея, представлена в виде возможно изменяющихся иконок, отражающих состояние программы, и всплывающих подсказок. К числу активных действий над иконкой в трее можно отнести щелчок левой кнопкой и вызов контекстного меню правой.

С чего начать

Для операций с иконками трея используется только одна функция Windows - Shell_NotifyIconData, определение которой "звучит" следующим образом:

function Shell_NotifyIcon (dwMessage: DWORD; lpData: PNotifyIconData): BOOL; stdcall;

И в качестве параметров функция воспринимает:

  • dwMessage - идентификатор сообщения, которое посылается иконке в трее. Может принимать значения NIM_ADD,NIM_DELETE,NIM_MODIFY;
  • lpData - указатель на структуру TNotifyIconData, в которой помещена информация о параметрах иконки;
  • возвращаемое значение - принимает true при успешном завершении операции или false в противном случае.

Как видно, сам синтаксис функции не сказал нам ничего нового о том, как реализована работа с треем. Эта функция только изменяет состояние иконки в зависимости от значения параметра dwMessage - а это значит, что вся нужная нам информация находится в структуре TNotifyIconData. Давайте теперь рассмотрим ее более детально…

Параметр - тип

CbSize  - DWORD
Wnd - HWND
UID - UINT
UFlags - UINT
UCallbackMessage - UINT
Icon - HICON
SzTip - Array [0..64] of AnsiChar

Описание параметров:

  • cbSize - как и одноименные параметры из других системных структур, задает размер структуры TnotifyIconData;
  • Wnd - идентификатор окна, которое будет реагировать на сообщения нашей иконки;
  • UID - идентификатор, по которому Wnd определяет нашу иконку;
  • UFlags - флаги, которые могут принимать значения NIF_ICON, NIF_MESSAGE, NIF_TIP;
  • Icon - идентификатор иконки, которая будет размещена в трее;
  • SzTip - строка всплывающей подсказки.

Tray в чистом виде

А теперь приступим к собственно выводу иконки в трей. Для начала создадим форму, где все это разместим:

type
TForm1 = class (TForm)
Button1: TButton;
procedure Button1Click (Sender: TObject);
procedure FormDestroy (Sender: TObject);
private
procedure TrayDefaultHandler (var Message:TMessage);
{Private declarations}
public
Data:TNotifyIconData;
{Public declarations}
end;

потом - кнопку TButton, в которой запишем:

procedure TForm1.Button1Click (Sender: TObject);
var H:THandle;
begin
H:=AllocateHWnd (TrayHandler);
FillChar (S,SizeOf (S),#0);
Data.cbSize:=SizeOf (S);
Data.Wnd:=H;
Data.uCallbackMessage:=WM_TRAYICON;
Data.uFlags:=NIF_ICON or NIF_TIP or NIF_MESSAGE;
Data.hIcon:=Application.Icon.Handle;
StrPCopy (data.szTip,Application.Title);
Shell_NotifyIcon (NIM_ADD,@data);
end;

Небольшие пояснения. Во-первых, мы создаем постое окно с дескриптором H, которое будет реагировать на сообщения иконки. После этого очищаем предопределенную структуру Data типа TNotifyIconData, затем заполняем необходимые поля. Значение поля uFlags представляют собой уведомление системы о том, что ей надо использовать. Так, использование значения NIF_ICON уведомляет систему о том, что в поле hIcon присутствует непустое значение, которое надо вывести в виде иконки; использование значения NIF_TIP говорит о наличии текста всплывающей подсказки в поле szTip; значение NIF_MESSAGE - о том, что в поле Wnd присутствует дескриптор окна, которому передается управление при возникновении того или иного сообщения у иконки.

После заполнения всех необходимых полей вызывается функция Shell_NotifyIcon со значением NIM_ADD - добавление иконки в трей.

Теперь рассмотрим реакцию иконки на сообщения:

procedure TForm1.TrayDefaultHandler (var Message:TMessage);
begin
if Message.Msg=WM_TRAYICON then
if Message.LParam=WM_LBUTTONDOWN then
begin
ShowMessage ('Left Button Down');
end;
end;

Как видно из текста, здесь в качестве реакции реализован простой вывод уведомления о нажатии левой кнопки мыши на иконке. Идентификатор WM_TRAYICON, используемый здесь, определен нами в модуле главной формы следующим образом:

const WM_TRAYICON = WM_USER + 1;

такое определение необходимо для того, чтобы сообщения системы не перекрывались.

После того как мы убедились в наличии реакции и хотим закрыть приложение, нам надо удалить нашу иконку из трея, так как, если мы этого не сделаем, то она останется лежать там до следующей перегрузки Explorer'а.

Удаление иконки реализуется таким кодом:

procedure TForm1.FormDestroy (Sender: TObject);
begin
Shell_NotifyIcon (NIM_DELETE,@data);
end;

Здесь нам даже не потребовалось никаких вмешательств в структуру data - мы просто вызвали Shell_NotifyIcon с необходимым параметром, как показано ниже:

unit Unit1;

interface

uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics,
Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

const UWM_TRAYICON = WM_USER+1;
const ID_TRAYICON = 1;
type
TForm1 = class (TForm)
Button1: TButton;
procedure Button1Click (Sender: TObject);
procedure FormDestroy (Sender: TObject);
private
procedure TrayDefaultHandler (var Message:TMessage);
{Private declarations}
public
data:TNotifyIconData;
{Public declarations}
end;

var
Form1: TForm1;

implementation
Uses ShellApi;
{$R *.dfm}

procedure TForm1.TrayDefaultHandler (var Message:TMessage);
begin
if Message.Msg=UWM_TRAYICON then
if Message.LParam=WM_LBUTTONDOWN then
begin
ShowMessage ('Left Button Down');
end;
end;

procedure TForm1.Button1Click (Sender: TObject);
var H:THandle;
begin
H:=AllocateHWnd (Self.TrayDefaultHandler);
FillChar (S,SizeOf (S),#0);
data.cbSize:=SizeOf (S);
data.Wnd:=H;
data.uCallbackMessage:=UWM_TRAYICON;
data.uFlags:=NIF_ICON or NIF_TIP or NIF_MESSAGE;
data.hIcon:=Application.Icon.Handle;
StrPCopy (data.szTip,Application.Title);
Shell_NotifyIcon (NIM_ADD,@data);
end;

procedure TForm1.FormDestroy (Sender: TObject);
begin
Shell_NotifyIcon (NIM_DELETE,@data);
end;

end.

Заключение

Эта небольшая заметка лишь слегка приоткрывает занавес над таким обширным полем для деятельности, как иконки в трейбаре. Вообще же в этой области создано немало чудных вещей - например, компоненты с возможностью анимации (как в The Bat!) и прочими "вкусностями".

Кроме того, на иконку, как правило, навешивается меню по правой кнопке - для краткости примера здесь не показано, как это сделать, но, надеюсь, это и так ясно. Как говорится, "нет предела совершенству" - так что дерзайте!

Автор: Михаил Продан
Источник: www.cpp.com.ua

Ссылки по теме
Введение в Delphi 8
Работа с реестром в Delphi
Delphi и ресурсы компьютера
Советы начинающим программировать на Delphi
Структуры и базы данных, методы сортировки
 

 
Интересное в сети
 
10 новых программ
CodeLobster PHP Edition 3.7.2
WinToFlash 0.7.0008
Free Video to Flash Converter 4.7.24
Total Commander v7.55
aTunes 2.0.1
Process Explorer v12.04
Backup42 v3.0
Predator 2.0.1
FastStone Image Viewer 4.1
Process Lasso 3.70.4
FastStone Image Viewer 4.0
Xion Audio Player 1.0.125
Notepad GNU v.2.2.8.7.7
K-Lite Codec Pack 5.3.0 Full


Наши сервисы
Рассылка новостей. Подпишитесь на рассылку сейчас и вы всегда будете в курсе последних событий в мире информационных технологий.
Новостные информеры. Поставьте наши информеры к себе и у вас на сайте появится дополнительный постоянно обновляемый раздел.
Добавление статей. Если вы являетесь автором статьи или обзора на тему ИТ присылайте материал нам, мы с удовольствием опубликуем его у себя на сайте.
Реклама на сайте. Размещая рекламу у нас, вы получите новых посетителей, которые могут стать вашими клиентами.
 
Это интересно
 

Copyright © CompDoc.Ru
При цитировании и перепечатке ссылка на www.compdoc.ru обязательна. Карта сайта.