Отделение интерфейса от реализации
Концепция инкапсуляции основана на разделении того, как объект выглядит
(его интерфейса), и того, как он в действительности работает (его реализации).
Проблема в C++ в том, что этот принцип неприменим на двоичном уровне,
так как класс C++ одновременно является и интерфейсом, и реализацией.
Этот недостаток может быть преодолен, если смоделировать две новые абстракции,
являющиеся классами C++, но различающиеся по своей сущности. Если определить
один класс C++ как интерфейс для типа данных, а второй - как саму реализацию
типа данных, то конструктор объектов теоретически может модифицировать
некоторые детали класса реализации, в то время как класс интерфейса останется
неизменным. Все, что нужно, - это выдержать соотношение интерфейса с его
реализацией так, чтобы не показывать клиенту никаких деталей реализации.
Класс интерфейса должен содержать только такое описание основных типов
данных, какое должен, по мнению разработчика, представлять себе клиент.
Поскольку интерфейс не должен сообщать ни о каких деталях реализации,
класс интерфейса C++ не может содержать никаких элементов данных, которые
могут быть использованы в реализации объекта. Вместо этого класс интерфейса
должен содержать только описания методов для каждой открытой операции
объекта. Класс реализации C++ будет содержать фактические элементы данных,
необходимые для обеспечения функционирования объекта. Одним из простейших
подходов является использование класса-дескриптора (handle-class) в качестве
интерфейса. Класс-дескриптор мог бы просто содержать непрозрачный (opaque)
указатель, чей тип никогда не может быть полностью определен клиентом.
Следующее определение класса демонстрирует эту технику:
// FastStringItf.h
class _declspec(dllexport) FastStringItf {
class FastString;
// introduce name of impl. class
// вводится имя класса реализации
FastString *m_pThis;
// opaque pointer (size remains constant)
// непрозрачный указатель (размер остается постоянным)
public :
FastStringItf(const char *psz);
~FastStringItf(void);
int Length(void) const;
// returns # of characters
// возвращает число символов
int Find(const char *psz) const;
// returns offset
// возвращает смещение
};
Заметим, что двоичное представление этого класса интерфейса не меняется
с добавлением или удалением элементов данных из класса реализации FastString.
Кроме того, использование опережающего объявления означает, что определение
класса FastString не является необходимым для трансляции этого
заголовочного файла. Это эффективно скрывает все детали реализации FastString
от транслятора клиента. При использовании этого способа машинный код для
методов интерфейса становится единственной точкой входа в DLL объекта,
и их двоичные сигнатуры никогда не изменятся. Реализации методов класса
интерфейса просто передают вызовы методов действующему классу реализации:
// faststringitf.срр
// (part of DLL, not client)
// (часть DLL, а не клиента)
#include "faststring.h"
#include "faststringitf.h"
FastStringItf::FastStringItf(const char *psz)
: m_pThis(new FastString(psz))
{ assert(m_pThis != 0); }
FastStringItf::~FastStringItf(vo1d)
{ delete m_pThis; }
int FastStringItf::Length(void) const
{ return m_pThis->Length(); }
int FastStringItf::Find(const char *psz) const
{ return m_pThis->Find(psz); }
Эти передающие методы должны быть транслированы как часть DLL FastString,
так что когда двоичное представление класса реализации FastString
меняется, вызов нового оператора в конструкторе FastStringItf
будет сразу же перекомпилирован, если, конечно, зарезервировано достаточно
памяти. И опять клиент не получит описания класса реализации FastString.
Это дает разработчику FastString возможность со временем развивать
реализацию без прерывания существующих клиентов.
Рисунок 1.4 показывает, как использовать классы-дескрипторы для отделения
интерфейса от реализации на этапе выполнения. Заметим, что косвенный подход,
введенный классом интерфейса, устанавливает двоичную защитную стену (firewall
- брандмауэр) между клиентом и реализацией объекта. Эта двоичная стена
очень точно описывает, как клиент может сообщаться с реализацией. Все
связи клиент-объект осуществляются через класс интерфейса, который содержит
очень простой двоичный протокол для входа в область реализации объекта.
Этот протокол не содержит никаких деталей класса реализации в C++.
Хотя методика использования классов-дескрипторов имеет свои преимущества
и безусловно приближает нас к возможности безопасного извлечения классов
из DLL, она также имеет свои недостатки. Отметим, что класс интерфейса
вынужден явно передавать каждый вызов метода классу реализации. Для простого
класса вроде FastString только с двумя открытыми операторами,
конструктором и деструктором, это не проблема. Для большой библиотеки
классов с сотнями или тысячами методов написание этих передающих процедур
было бы весьма утомительным и явилось бы потенциальным источником ошибок.
Кроме того, для областей с повышенными требованиями к эффективности программ
(performance-critical domains), цена двух вызовов для каждого метода (один
вызов на интерфейс, один вложенный вызов на реализацию) весьма высока.
Наконец, методика классов-дескрипторов не полностью решает проблемы совместимости
транслятора/компоновщика, а они все же должны быть решены, если мы хотим
иметь основу, действительно пригодную для создания компонентов повторного
использования.
Абстрактные базы как двоичные интерфейсы
Полиморфизм на этапе выполнения
Расширяемость объекта
Управление ресурсами
Где мы находимся?
|